Эффективность работы формальной группы во многом определяется личностью менеджера.
Менеджер – это профессиональный управляющий, занимающий руководящую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации.
Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного вида работ, начальник, заведующий и т.д.), выполняют разные задачи и функции.
К основным функциям менеджера относят:
1) Функция принятия решений: определение основных задач организации, решение вопросов распределения ресурсов, осуществление текущих корректировок. Менеджер несет ответственность за последствия принятых решений, поэтому должен не только уметь выбрать наилучший вариант, но и решиться на то, чтобы повести коллектив в определенном направлении.
2) Информационная функция: собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависят результаты его работы.
3) Функция собственно управления: выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации к достижению целей, координирует их усилия.
Личные качества менеджера должны быть такими, чтобы подчиненные готовы были идти за ним, воспринимать его идеи.
У ученых нет единого мнения по поводу того, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать руководителем.
[ Имеется немало теорий и гипотез, которые позволяют объяснить, почему одни люди устойчиво управляют другим:
Убедительной кажется “формула Наполеона”: руководитель должен иметь столько же характера, сколько и ума. Если характер перевешивает ум, то человек будет действовать решительно и мужественно, но неразумно; при преобладании ума у руководителя будут хорошие идеи и планы, но не будет воли для того, чтобы осуществить их.
Согласно личностной теории - руководителями становятся “лучшие” – именно им люди вручают власть.
Предпринимались попытки объяснить личность руководителя при помощи инстинкта власти, стремлением к превосходству, которые развиты у некоторых людей сильнее, чем у остальных.
Современные ученые всесторонне исследуют работу менеджеров разрабатывают квалификационные модели руководителей, например, модель “ трижды семь”, разработанная Михайловым содержит 21 характеристику качеств менеджера (3х7), без которых невозможен успех в работе.]
В учебнике Королева “Менеджмент в АПК” качества, которыми должен обладать менеджер подразделяются на 3 группы: профессиональные, личные и деловые.
1) К профессиональным качествам относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми служит лишь необходимой предпосылкой к выполнению обязанностей руководителя. Такими качествами являются:
· компетентность в соответствующей профессии (формируется на основе образования и производственного опыта);
· широта взглядов, базирующаяся на эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности;
· стремление к приобретению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
· поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим и их обучение;
· умение планировать свою работу.
2) Личные качества руководителя мало отличаются от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание ими - также лишь предпосылка к успешному руководству:
· высокие моральные стандарты;
· физическое и психологическое здоровье;
· высокий уровень внутренней культуры;
· отзывчивость, благожелательное отношение к людям;
· оптимизм, уверенность в себе.
3) Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
· организаторские способности (умение создать коллектив, организовать его эффективную работу, координировать и контролировать групповые процессы);
· лидерские задатки, смелость, решительность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
· коммуникабельность (умение расположить к себе людей, убедить их в правильности своей точки зрения);
· оперативность в решении проблем (инициативность, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться);
· способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
· стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.
Требования к менеджерам в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления:
- на низших - в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, напористость.
- на высших – на первое место выдвигаются организаторские способности, стремление к преобразованию, к новому, умение организовать коллективное творчество.