Процесс развития нервно-эмоционального утомления при умственном труде имеет внешние проявления, по которым можно судить о степени его развития. Внешние признаки утомления при умственном труде (по С.А. Косилову) приведены в табл. 1.
Таблица 1
Внешние признаки утомления при умственном труде
При самостоятельных занятиях рекомендуется контролировать степень утомления по выраженности внешних признаков и осуществлять профилактику его развития. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости уже до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, головокружение. Головная боль. Кроме того, наступают различные расстройства, повышаются сухожильные рефлексы, появляется потливость и др. Симптомы переутомления различных степеней приведены в табл. 2.
Таблица 2
Краткая характеристика степеней переутомления по К.К. Платонову
Симптом | Степень переутомления | |||
I -начинающееся | II- легкое | III-выраженное | IV- тяжелое | |
Снижение работоспособности | Малое | Заметное | Выраженное | Резкое |
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной на- грузке | При усиленной нагрузке | При обычной нагрузке | При облегчен- ной нагрузке | Без видимой на- грузки |
Компенсация понижения рабо- тоспособности волевым путем | Не требуется | Полностью | Не полностью | Незначительно |
Эмоциональные сдвиги | Временное снижение интереса к работе | Временами неустойчивость настроения | Раздражительность | Угнетение, резкая раздражительность |
Расстройства сна | Трудно засыпать и просыпаться | Труднее засыпать, просыпаться | Сонливость днем | Бессонница |
Снижение умственной работоспособности | Нет | Трудно сосредоточиться | Временами забывчивость | Заметное ослабление внимания и памяти |
Вегетативные сдвиги | Временами тяжесть в голове | Часто тяжесть в голове | Временами головные боли, снижение аппетита | Частые головные боли, потеря аппетита |
Профилактические мероприятия | Упорядочение отдыха, физическая культура, культурные развлечения | Отдых, физическая культура | Организованный отдых, предоставление отпуска | Лечение |
Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.
|
|
При длительных занятиях умственным трудом возникают функциональные изменения, связанные с малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, появлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Недостаток движений приводит также к ослаблению дыхания. В нижних отделах легких, в полости живота и ногах застаивается кровь. Возникает атония кишечника, в организме накапливаются продукты гниения, появляются головные боли. Снижение окислительных процессов влечет за собой малокровие и ожирение. Понижение мышечного тонуса ухудшает осанку. От малоработающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают условия для снижения физической и умственной работоспособности, ухудшается общее самочувствие.
|
|
Средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного процесса:
Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующее
1) систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов.
2) Ритмичную и системную организацию умственного труда.
3) Постоянное поддержание эмоции и интереса
4) Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств.
5) Организация рационального режима труда, питания, сна и отдыха.
6) Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании.
7) Физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности.
8) Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.
Использование физических упражнений как средство активного отдыха.
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М Чеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма, Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.
«Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов
К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений.
Утренняя гигиеническая гимнастика являемся наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.
|
|
Ежедневная УГТ, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.
Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.
С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. – после каждых 2-х часов самоподготовки.
Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутной ее проведении в повышении работоспособности на 10%.
Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др.
Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.
Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.
|
|
Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов.
В цикле исследований проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоде учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня, в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.
Список литературы
1. Козлов, Д.В. Интегративные формы повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе / Д.В. Козлов, В.В. Пономарев // Вестник КГУ. Гуманитарные науки. - 2006. - № 6/2. – С. 154 – 159.
2. Козлов, Д.В. Двигательная активность и здоровье студентов / Д.В.Козлов // Физическая культура и спорт в системе образования: мат. всерос. научно-практической конф.- Красноярск: СФУ, 2007. – С. 113-115.
3. Козлов, Д.В. Особенности двигательной активности студентов Сибирских вузов / Д.В. Козлов // Проблемы сохранения здоровья в Сибири и в условиях крайнего Севера: мат. всерос. научно-практической конф. – Омск: СибГУФК, 2007.- С. 153-157.
4. Козлов, Д.В. Двигательная активность и её значение в формировании творческого потенциала студенческой молодежи / Д.В. Козлов, В.В. Пономарев// Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. -Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. – С. 277-281.
5. Электронный ресурс: https://libbook.net/book_201_page_11.