Генрих Бель

(1917-1985)

Был солдатом, дезертиром, военнопленным. Знал, что солдату следует жаловаться не на тех, против кого их послали воевать, а только на тех, кто послал на войну.

В цифрах содном количеством нулей не разучился понимать ценность отдельной человеческой жизни. Он не хочет «бахвалить», а хочет информировать – как выжить людям в условиях уничтожения и хаоса.

Основные темы творчества – 1) необходимость различать всякому человеку в любое время под любым обличием тех, кто принял причастие агнца и тех, кто принял причастие буйвола (умение различать), принцип – в романе «Бильярд в половине десятого»; герои-агнцы восходят к верным Христа, они чисты, бескорыстны, жертвенны, но не пассивны и не безответны. Героем уподобляются судебным исполнителям Бога. Полная противоположность – принявшие причастие буйвола, который соотнесен с культом древнегерманского бога Вотана. Ср. образ носорогов у Эжена Ионеско. Оппозиция агнцы-буйволы возникает в романе 1961 года и не исчезает в дальнейшем. Третья категория героев – пастухи, пастыри, кому назначено господом пасти агнцев его. Не всегда они отважно исполняют свой долг – и таков главный герой. В роли пастуха, он всю жизнь идет на компромиссы с буйволами. В рез.драмы он выжил, он понимает, почему сын разрушил построенное аббатство, в день восьмидесятилетия просит плюнуть на его надгробие. Роберт в пределах романа берет на себя миссию пастуха и усыновляет героя Гугу. Тема опасности исходит от тех, кто не помнит историю своей страны – от впавших в своеобразную амнезию. Не все немцы судьи, зато потенциальные палачи. Опасность реставрации и воспроизводства идеологии нацизма с тотальным лицемерием правящих кругов беспокоят Белля. Тема беспамятности = тема безнаказанности преступников, кто улыбаясь в буржуазном самодовольстве беспрепятственно прошел через все перипетии времени и взялся за старое. Палачи живы и преуспевают – но это противно логике и диалектике! Романы принято относить к романам покаяния немецких писателей. Главное в них – протест против фальши и простой перемены личин, предупреждение тем, кто забыл, как убивал людей и пособничал убийцам. В романах всегда два плана: послевоенное настоящее и нацистское прошлое. Все у Белля показано в перспективе прошлого. Это же сохраняет и Гюнтер Грасс в иных по стилистике произведениях.

Другие постоянные мотивы – родом из детства и из юности: мотив распада, крушения мира; парадоксы, связанные с отношением писателя к религии и церкви: быть религиозном в истинно христианском смысле (Нагорной проповеди) вовсе не значит быть им в нагорной проповеди. Ненавидит фарисеев. Был свидетелем соглашения конкардата. Как герою «Глазами клоуна», ему противны церковные деятели, озабоченные деньгами и карьерой и не способные возлюбить ближнего своего. Коринфский: религиозность Белля – синоним человеческой совести (но она едва ли отделима от веры в Бога). Песенка о добром Папе Иоанне – Иоанн 23. Единственно возможной религией для любимых героев – та, в которой герои принимают причастие агнца (это простые души, слабые и сильные одновременно, порядочные и совестливые вроде Гуго). Протест проявляется в странной, эксцентричной форме (Шниир, Роберт, Шрелла). Герои агнца никогда не пойдут на компромисс с теми, кто находится на другой стороне.

Ганс Шниир из повести – чудак, простак, аналог нашего Ивана – люди искренние, с чистой совестью в глазах мира. Он близок Холдену Сэлинджера, только Холден на 10 лет моложе.

Герои Белля обладают особой чуткостью к липе (к фальши). + способности. Шниир запечатлен в период крайнего противостояния с миром. Корни конфликта клоуна с миром обнаруживаются не в верхнем слое череды жизненных неурядиц, а в ненависти всяческих проявлений лжи, в ненависти к матери с ее убийственным приспособленчеством к господствующей идеологии.

Роман строится как внутренний монолог, перебиваемый формами общения с другими персонажами. Внутренне конфликтен уже сам этот монолог. Любовь, сострадание, вера закавычены – так называют это и они, лицемеры и фарисеи, вкладывающие в эти слова совершенно неведомое, выхолощенное, искорененное содержание – с этим герой не модет примириться.

Белль включил в роман, вышедший в 1964 году, момент из развития социальной психологии молодых европейцев: окончание мировой войны породило ожидание радикального изменения к лучшему, но надеждам не суждено было оправдаться.

Использует принцип сжатого времени. + Злободневность, публицистичность + образная символика + см. женские образы.

«Говорящий – стреляет» (ср. Сартр).

28.10.11.

--/--/--

03.11.11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: