Привлекательности территорий

В выборе стран следует учитывать достигнутые ими успехи в стимулировании национальных компаний к расширению масштабов инвестиционной деятельности, ориентированной на инновационное развитие, в создании условий, привлекательных для зарубежных инвестиций.

Обратимся к Китаю, учитывая его достижения по созданию привлекательного инвестиционного климата, о чем свидетельствует превращение страны в начале ХХI века в мирового лидера по фактическому использованию прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Анализ управленческой деятельности государства, ориентированной на повышение инвестиционной привлекательности этой страны, ее отдельных территорий, позволяет сфокусировать внимание на моментах, значимых для современной российской практики.

1. Выбор продуктивных форм институционализации экономического пространства, обеспечивающих концентрацию инвестиций (технопарки, предприятия с иностранным капиталом, свободные экономические зоны).

Поскольку в России ныне разворачивается процесс создания технопарков, важно обратить внимание на действия китайских властей, стимулирующих развитие этого элемента инновационной системы.

Примечательно, что в конце 90-х годов ХХ века в КНР существовало свыше 120 технопарков, для которых был установлен льготный налоговый режим: предприятия, начиная с даты аккредитации на три года полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, еще три года уплачивают его с 50-ти процентной скидкой; предприятиям, экспортирующим свыше половины продукции, подоходный налог сокращен до 10 %.

С начала 2000 г. введен новый пакет мер, направленных на развитие высоких технологий. Они включают: налоговые льготы, облегченный доступ к кредитам в таких отраслях, как информатика, биомедицина, производство новых материалов с высокой добавленной стоимостью. От уплаты НДС полностью освобождены экспортеры высоких технологий.

Для предприятий с иностранным капиталом, работающих в сфере высоких технологий и на экспорт, действуют налоговые льготы по перечислению и реинвестированию полученных доходов, им также предоставляются скидки на плату за пользование землей.

2. Реализация итерационной технологии доступа иностранных инвесторов в регионы страны, новые отрасли. Известно, что политика «открытых дверей» начиналась с экспериментирования в восточных регионах, первые открытые экономические зоны ОЭЗ были созданы в провинциях Гуандун и Фуцзянь.

В 90-е годы власти перешли к более широким экономическим преобразованиям, прямые иностранные инвестиции начали поступать в центральные и западные регионы страны. Создание новой зоны развития Пудун отразило усиление внимания китайского руководства к вопросам расширения привлечения прямых зарубежных капиталовложений, прежде всего в сфере технологического и научно-технического сотрудничества.

В ряде отличительных особенностей этой зоны можно выделить активный допуск иностранного капитала в финансовую и банковскую сферу, страхование, фондовый рынок, современные средства коммуникаций, а также передачу земли иностранным партнерам в длительную аренду и организацию рынка недвижимости.

Использование варианта поэтапного доступа иностранного капитала в отрасли и регионы позволяет решать ряд задач. Во-первых, концентрировать инвестиции и достигать необходимого их масштаба для системного обновления отдельных элементов структуры экономики. Во-вторых, поддерживать на определенном уровне экономическую безопасность страны, ограничивая проникновение иностранного капитала в ключевые отрасли, в которых изначально низка конкурентоспособность отечественных производителей.

Для России такой урок важен в контексте развития процессов глобализации и реализации в среднесрочном периоде превентивных мер, направленных на повышение конкурентоспособности производств, играющих значимую роль в обеспечении безопасности страны (АПК, ОПК, ТЭК).

3. Фокусирование внимания руководства страны к планированию и контролю результатов инвестиционной деятельности на территориях, пользующихся государственными преференциями. Так, например, административное управление экономическими зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам свободных экономических зон (СЭЗ). Она контролирует реализацию политики и координирует работу ведомств в отношении СЭЗ. Центр устанавливает для них несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования СП, объем инвестиций в основные фонды.

Очевидно, что такой урок важен для России, поскольку акцентирует внимание на необходимости, во-первых, оправданной децентрализации управления повышением инвестиционной привлекательности территорий, во-вторых, обеспечения сопряженности действий федеральных и региональных властей в этой сфере.

4. Дифференциация инструментов государственного регулирования в зависимости от фазы жизненного цикла объектов инвестирования. Так, реализуемый, начиная с 90-х годов ХХ века новый подход китайского руководства к СЭЗ заключается в том, чтобы зоны, сохраняя благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, переходили на самофинансирование и вносили свой вклад в доходы государства. Дальнейшее формирование их инфраструктуры должно опираться на собственные ресурсы, а также банковские кредиты, зарубежные инвестиции. Более целенаправленной должна стать инвестиционная политика, сориентированная на наиболее эффективные технико- и наукоемкие проекты в приоритетных отраслях (электронной, энергетической, легкой и пищевой промышленности и др.).

Такая дифференциация инструментальной базы позволяет повысить ее гибкость (посредством избирательного применения отдельных инструментов) и эффективность (за счет комбинирования организационных и экономических возможностей государства и бизнеса).

5. Мониторинг результатов деятельности государства по стимулированию процессов привлечения иностранных инвестиций и необходимая коррекция ее содержания. В качестве примера обратим внимание на эволюцию позиции государства относительно экономических зон. К середине 1980-х годов эйфория по поводу зон в Китае сменилась критическим настроем. Несмотря на чрезвычайно высокие темпы роста промышленного производства (в 1985 г. его объем составил 4,86 млрд. юаней, что в 6 раз превысило показатели 1979 г.) и экспорта зон (0,81 млрд. долл. В 1985 г., что в 7 раз больше показателя 1979 г.), им не удалось достичь первоначально намеченных целей, затраты из госбюджета на их развитие существенно превышали привлеченные иностранные инвестиции. Не просматривалась и экспортная ориентация зон: в 1984 г. внутри зон потреблялось 14 % выпускаемой продукции, 66 % ее вывозилось во внутренние районы страны и лишь 20 % шло на экспорт.

Обратимся к Ирландии, чьи экономические результаты в последние десятилетия обусловливают повышенный интерес мирового сообщества к ее опыту. В этой стране осуществлена коренная реструктуризация экономики, что проявилось в увеличении удельного веса обрабатывающей промышленности и сферы услуг. В настоящее время доля промышленности в ВВП – 46 %, услуг – 49 %. Этой стране удалось привлечь 15 % всех прямых европейских промышленных инвестиций. Заметим, что Ирландия имеет самое высокое значение коэффициента международного разделения труда (МРТ) среди малых стран Западной и Северной Европы. В начале ХХI века этот показатель составлял 4,14. Для сравнения: у Финляндии – 1,64, Швейцарии – 2.1, Швеции – 1, 95.

Анализ государственной экономической политики позволяет выделить ее продуктивные компоненты, призванные обеспечить активизацию инвестиционных процессов.

1. Поощрение развития индустриального сектора экономики, учитывающее как минимум один из множества критериев: производство для реализации преимущественно на мировых рынках таких продуктов, которые предусматривают использование местных материалов; производство товаров с использованием достижений научно–технического прогресса и высококвалифицированного труда, предназначенных для внешнеторговых компаний; выпуск продукции для секторов ирландского рынка, конкурентоспособных по отношению к мировой продукции.

2. Выбор сектора информационно-телекоммуникационных технологий (ИТК) в качестве ключевого объекта инвестирования, повышение привлекательности которого государство обеспечивает посредством комплекса взаимосвязанных действий. Так, для формирования необходимого кадрового ресурса сектора ИТК государство выделило значительные вложения в образование по соответствующим специальностям, а также в создание инфраструктуры, необходимой информационным компаниям (прежде всего современных систем связи). Объявленная в конце ХХ века правительством страны программа превращения Ирландии в центр электронной торговли в Европе и мире сконцентрирована на следующих направлениях: развитие сети телекоммуникаций и снижение стоимости этих услуг; поддержка образования в сфере информационных технологий и телекоммуникаций; повышение квалификации уже занятых работников; поддержка исследований и разработок.

Отдельным направлением государственной политики Ирландии в области высоких технологий является поддержка инновационной и исследовательской активности, первоклассных исследовательских центров в сфере информационных технологий.

Принципиальное значение имеет создание технопарков, кластеризация экономического пространства. Региональные кластеры основываются на отраслях, как традиционной специализации Ирландии, так и новейшей отрасли – инновационно-телекоммуникационных технологий. Важно отметить, что кластеры новой специализации созданы на базе иностранных ТНК.

В качестве уроков для российской практики отметим, во-первых, сопряженность действий властей по развитию трудового, инновационного и инфраструктурного потенциалов. Во-вторых, выделение в качестве приоритетного объекта инвестиций элементов новой экономики (ИКТ).

3. Использование пакета условий, благоприятных для иностранного инвестора. Его основными компонентами являются инфраструктурная и финансовая поддержка. Специально созданное правительством страны Управление индустриального развития (The Industrial Development Authority или IDA) имеет в своем распоряжении ряд промышленных парков, где расположены готовые здания промышленного назначения для тех инвесторов, которые не планируют строить собственные объекты. Также IDA Ireland предоставляет инвесторам земельные участки для строительства промышленных помещений по их собственным проектам.

Финансовая поддержка осуществляется в форме грантов и налоговых льгот. Доступность, условия получения и размер грантов зависят от географии инвестиционного проекта. Самые крупные гранты предоставляются в пограничных, внутренних и западных районах страны, самые маленькие – в окрестностях Дублина. Также существует дифференциация по сектору экономики, в котором будет реализовываться проект, по уровню квалификации, который потребуется от работников предприятия. IDA выдает гранты иностранным инвесторам, вкладывающим капитал в промышленное производство и сектор услуг, предназначенных для мирового рынка. Также предоставляются гранты на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки.

Для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование предусмотрено предоставление капитальных субсидий.

Ирландское законодательство предусматривает две схемы субсидирования НИОКР, проводимых инвесторами, имеющими коммерческие предприятия в стране. Первая схема направлена на финансирование модернизации или создания материальной базы для проведения НИОКР; вторая – на субсидирование НИОКР высокой сложности и НИОКР с высокой степенью риска, проводимых компаниями, активно работающих в исследовательской области. Субсидируемые проекты должны быть связаны с разработкой принципиально нового вида продукции или нового технологического процесса; текущие разработки новых моделей товаров не субсидируются.

Налоговые льготы составляют важную часть общего пакета стимулирующих мер, доступных иностранным компаниям, создающим филиалы в Ирландии. Льгота по налогу на прибыль предоставляется и не резидентским компаниям, т.е. компания не обязательно должна быть зарегистрирована в Ирландии как налоговый резидент. Иностранная компания, осуществляющая свое присутствие на рынке Ирландии через свой филиал, может претендовать на льготу. Прибыль, получаемая зарубежными филиалами резидентов Ирландии, освобождается от налога на прибыль и налога на доход от капитала в Ирландии при условии, что компания будет создавать новые рабочие места в Ирландии и новые долгосрочные вложения в Ирландии.

4. Использование института государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры инвестиционного процесса. В 1998 г. в рамках Департамента финансов учрежден Центральный отдел по государственно-частному партнерству (ГЧП) с целью инициирования, управления и координации использования ГЧП. Начиная с 1999 г. Правительство Ирландии объявило о реализации 9 пилотных инфраструктурных проектов через механизм ГЧП. Только в Дублине общий бюджет проектов, реализуемых посредством механизма ГЧП, составляет около 1 млрд. евро.

Как видно, государство использует программно-целевой подход в управлении процессами становления и развития государственно-частного партнерства.

Анализ опыта деятельности государства, связанной с поддержкой процессов повышения инвестиционной привлекательности территорий в США, позволил зафиксировать ряд принципиально важных позиций.

1. Взаимосвязанная реализация научно-технической и инвестиционной политики. Последняя основывается на следующих принципах:

- стимулирование инновационной деятельности частного сектора и привлечение частных инвестиций в рамках эффективных государственных программ и механизмов технологического и инновационного развития;

- расширение финансирования на долгосрочной основе фундаментальных исследований и исследований в области создания новых технологий;

- улучшение использования и внедрения имеющихся технологий;

- использование в различной комбинации всего набора регулирующих инструментов научно-технологической политики (в т.ч. налоговые льготы, законодательные реформы, стандарты и права интеллектуальной собственности);

- эффективное использование глобализации инновационной деятельности;

- повышение эффективности и стабильности работы правительства, партнерства государства и частного сектора в проведении технологический исследований и разработок и усиление участия штатов в формировании и осуществлении государственной политики.

2. Многообразие направлений деятельности региональных и местных органов власти, ориентированной на улучшение инвестиционного климата. В качестве направлений выделяются такие, как: создание интеллектуального капитала в университетах; формирование промышленных кластеров; создание благоприятной налоговой среды; совершенствование системы обучения предпринимателей.

Особого внимания заслуживает позиционирование роли университетов в формировании и развития интеллектуального капитала, обучении предпринимателей. Ее актуализация в России важна, если учесть, что бизнес-сообщество пока не выступает устойчивым заказчиком образовательных услуг по переподготовке и повышению квалификации работников компаний.

3. Стимулирование иностранных инвестиций. В 1980-е годы в рамках деятельности по стимулированию экономического развития органы власти 25 штатов создали около 1300 так называемых предпринимательских зон, в которых иностранные инвесторы пользуются широкими льготами. В составе инструментов, с помощью которых правительства штатов влияют на создание благоприятного инвестиционного климата, можно выделить: предоставление прямых ссуд, грантов, займов, кредитов, льгот по налогообложению.

К началу ХХI века в 25 штатах США организованы специ­альные международные торговые подразделения по стимулированию экс­порта и привлечению иностранного капитала в рамках агентств по эконо­мическому развитию. По крайней мере в трех из этих штатов (Флорида, Луизиана, Мэриленд) учреждены подразделения по внешнеэкономичес­ким связям еще в 1985 г.

В настоящее время на уровне местных органов власти действуют око­ло 6 тыс. программ стимулирования экономического развития, предусмат­ривающих широкие нефинансовые льготы для иностранных инвесторов. В 1980-е гг. в рамках деятельности по стимулированию экономического развития местные органы власти 25 штатов создали около 1300 так назы­ваемых предпринимательских зон, в которых иностранные инвесторы пользуются широкими льготами.

К числу важнейших рычагов воздействия на инвестиционную ак­тивность фирм относятся: развитие за счет средств властей штатов про­изводственной и социальной структуры, подготовка в инженерном от­ношении мест для возможного промышленного строительства, созда­ние специально оборудованных для этого промышленных парков, научно-технологических парков, технополисов и т.д.

Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется по­средством льготного налогообложения, предоставления дешевых кре­дитов, субсидий, дотаций, финансирования проведения научно-иссле­довательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Мес­тными властями широко используется и информационно-рекламный метод привлечения промышленных инвестиций через средства мас­совой информации, породивший явление, именуемое «конкуренцией бургомистров». Они обеспечивают иностранных инвесторов подроб­ной информацией о местной инфраструктуре, рабочей силе, системе на­логообложения, энергетике, ценах на здания и сооружения и пр.

Аналогичная деятельность осуществляется и правительствами штатов, важной задачей которых является информирование иностранных инвесторов об издержках приобретения зем­ли и строительства, о транспортных услугах, состоянии коммуникаций, возможностях обучения, мерах по охране окружающей среды, перспекти­вах рынка сбыта.

В целом все множество методов, используемых правительствами шта­тов с целью создания благоприятного инвестиционного климата для ино­странных инвесторов, можно условно разделить на три группы:

- прямые финансовые стимулы (предоставление прямых ссуд, грантов, займов и кредитов правительствами штата);

- фискальные меры (введение различных налогов на предпринимательскую деятельность);

- льготы по налого­обложению и специальные методы (налоговые изъятия, скидки, а также налоговые кредиты).

Как правило, правительствами штатов применяется комбинация тех или иных методов, характер и количество которых зависят от местной соци­ально-экономической и политической специфики. Местные администра­ции формируют дифференцированные условия для инвестиций в зависи­мости от значения, придаваемого предлагаемому инвестиционному про­екту.

Обычно инвестиционные проекты, предусматривающие развитие приоритетных для штата отраслей хозяйства, пользуются более льгот­ным инвестиционным режимом, чем остальные, осуществляемые в отрас­лях, не отнесенных к этой категории.

В число приоритетных отраслей входят наиболее конкурентоспособ­ные, а также те, развитие которых может принести наибольший эффект для хозяйства региона. Особыми льготами обычно пользуются проекты, предусматривающие привлечение инвестиций в создание и развитие пред­приятий, деятельность которых носит экспортную или импортозамещающую направленность.

4. Разнообразие создаваемых в стране свободных экономических зон, являющихся крупными абсорбентами инвестиций, и инструментария их государственного регулирования.

В настоящее время по количеству созданных СЭЗ США занимают лидирующую позицию в мире. В стране действуют три основные их типа: зоны внеш­ней торговли, предпринимательские зоны и техно­логические парки.

Особый интерес представляют предпринимательские зоны (ПЗ). Они выступают вариантом реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главным образом, городских, путем предоставления предпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот.

Для получения статуса ПЗ, район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные среди них следующие: более 70% жителей района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны; уровень безработицы в районе должен значительно превышать таковой в городе или всей стране.

Основное ограничение, применяемое при организации предпринимательских зон, касается срока их функционирования. В большинстве штатов он составляет 10-20 лет, федеральные ПЗ создаются на 20 лет, и в дальнейшем срок этот может быть продлен. Экономические стимулы и льготы, предоставляемые ПЗ, включают: 5-процентную скидку на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах; налоговую скидку предприятию за каждого дополнительно принятого на работу человека (до 2 тыс. долл.); отмену налога на увеличение капитала компании.

Технологические парки (технико-внедренческие зоны) представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставляемых на льготных условиях в аренду венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений.

Исследователи отмечают, что подавляющая часть технопарков не получает в настоящее время какие-либо привилегии от государственных организаций, хотя в 50-60 гг. ХХ века они пользовались льготами (снижение налога на ускоренную амортизацию капитала, скидка с налога на инвестиции, предназначенные на исследование и развитие высокотехнологической продукции).

Очевидно, что в этом шаге государства есть своя логика: в технопарках создается синергетический эффект, благодаря которому стимулируется развитие наукоемких производств.

5. Власти США рассматривают повышение инвестиционной привлекательности территорий в единстве с улучшением экологической обстановки. Основой управления экосистемой служит генеральный план по природопользованию. Этот план ориентирует как местных, так и иностранных инвесторов на перспективы природозащитной политики в регионе, дает возможность оценить целесообразность инвестирования по экологическим параметрам или просчитать вероятные расходы на экологические цели в ходе производственной деятельности. Поэтому основная задача генерального плана — определить основные природоохранные цели на обозримую перспективу с гарантиями для инвесторов не изменять экологические требования в ближайшие 5-10 лет.

6. Расширение источников инвестиций региональные власти США связывают также с выпуском муниципальных облигаций. Такие облигации выпускает правительство штатов, местные (городские и сельские) власти, а также их агентства и департаменты (промышленного развития, управления скоростными шоссе, аэропортами и др.). Привлекательность облигаций для инвесторов состоит в том, что доход по ним, как правило, не облагается федеральным налогом. Более того, для резидентов (жителей штатов) облигации, выпущенные властями штатов или муниципалитетами внутри них, освобождаются также от штатных и местных налогов.

В этом контексте для российской практики важны два обстоятельства. Первое – взаимодействие региональных и местных властей, направленное на развитие инвестиционного процесса. Второе – использование властями неналоговых методов расширения финансовой базы государственных и муниципальных инвестиций.

В числе основных приоритетов государственной экономической политики Канады, обеспечивающей повышение инвестиционной привлекательности, - развитие инновационного и образовательного потенциалов. Правительство заявило о своих намерениях добиваться, чтобы Канада попала в число пяти наиболее развитых в научно-техническом отношении стран мира.

Специальный грант выделен создаваемым в пяти регионах страны центрам генетических исследований и развития биотехнологии. Активизирована деятельность федерального Фонда технологических партнерств (ФТП)– основного института финансирования инновационной деятельности в частнопредпринимательском секторе. Созданный в 1997 г. ФТП предоставляет частным компаниям гранты на НИОКР и внедрение новейших технологий в размере около 30 % от их собственных затрат на эти цели. Важно отметить, что «партнерский взнос» государства должен быть со временем возвращен на счета ФТП.

Как видно, отношения между государством и частными компаниями по поводу финансирования их инновационной деятельности базируются на контрактной основе, применении принципа возвратности государственных ресурсов. Такое положение позволяет обеспечить воспроизводство ФТП, следовательно, расширять состав его реципиентов.

В последние годы деятельность правительства сосредоточена на предоставлении льгот компаниям, проводящим научные исследования и разработки. Программа налоговых льгот для научных исследований и экспериментальных разработок предоставляет компаниям прямое и полное списывание большинства издержек, а также налоговые кредиты в размере 20–35 %.

Финансовое стимулирование включает также гранты, ссуды, кредитные поручительства, субсидии для выплаты заработной платы, субсидирование арендной платы, вложения венчурного капитала, ускоренную амортизацию основного капитала.

Важный аспект - стимулирование иностранных инвестиций. В 1980-е годы в рамках деятельности по стимулированию экономического развития органы власти 25 штатов создали около 1300 так называемых предпринимательских зон, в которых иностранные инвесторы пользуются широкими льготами.

В составе инструментов, с помощью которых правительства штатов влияют на создание благоприятного инвестиционного климата, можно выделить: предоставление прямых ссуд, грантов, займов, кредитов, льгот по налогообложению.

Такое разнообразие инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности позволяет, на наш взгляд, учесть более широкий спектр особенностей организаций-реципиентов и на этой основе – повысить адаптационные возможности государственного управления.

В новой стратегии устойчивого развития Великобритании определены основные направления деятельности государства, обеспечивающие улучшение инвестиционного климата. В их числе:

- содействие инвестициям в разработку новых технологий, наукоемких производств, материалов и продукции;

- усиление коммерциализации научно–исследовательских разработок университетов;

- поддержка установления более тесного сотрудничества компаний с местными властями в рамках программ региональных агентств развития.

В стратегии подчеркивается необходимость роста «социального инвестирования», особенно капиталовложений в развитие науки и повышение профессионального образования рабочей силы. Особое значение придается инвестированию не в производство как таковое, а в разработку новых технологий, и соответственно вложению капитала в научные разработки.

Важную роль в расширении масштабов и повышении эффективности инвестиционной деятельности в регионе в Великобритании, также как и в других странах, играют государственные корпорации, подчиненные министерству торговли и промышленности. Они имеют сеть районных организаций, которые распределяют между частными фирмами – участниками регионального проекта земельные участки. Они занимаются подготовкой территорий под строительство и создание инженерных коммуникаций.

Как видно, в Великобритании государственные структуры выступают в роли девелопера, осуществляющего подготовку для будущих инвесторов территорий с необходимой инженерной инфраструктурой, что, с одной стороны, расширяет сферу государственного предпринимательства, с другой, снижает трансакционные издержки инвесторов.

Продуктивным моментом современной инвестиционной политики в Великобритании стало выдвижение в качестве ее стратегического направления расширения форм взаимодействия бизнеса и высшего образования. Практическим результатом является рост научных парков и агентств по передаче технологий, в которых активное участие принимают национальные и региональные государственные инвесторы.

В настоящее время в этой стране действует около 40 технопарков, в которых ведется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется экспериментальное малосерийное производство наукоемкой продукции.

Так, научный парк, расположенный в Кембридже, создан на базе использования достижений науки и производства с участием университета, чьи сотрудники участвуют в совместных научно-исследовательских проектах, используя производственную базу научного парка. Его профиль сформировался на основе направлений исследований университета и включает в себя небольшие (около 30 человек) инновационные фирмы.

Специфика льгот, предоставляемых в технопарках, состоит в том, что огни используются преимущественно для поощрения малого венчурного бизнеса. Налоговые, кредитные и административные льготы призваны облегчить деятельность этих фирм на первоначальных, наиболее рискованных стадиях. Вводится упрощенная структура регистрации компаний, создаются административные структуры, занимающиеся организационными проблемами малых фирм. На льготных началах сотрудникам фирм предоставляются консультации ведущих ученых, научная аппаратура, библиотечные фонды университетов, помещения в аренду. Участвуя в совместных коммерческих проектах, университеты имеют существенный источник доходов, обеспечивают занятость аспирантов и студентов-выпускников.

Важно отметить, что технопарки решают широкий спектр задач: обеспечивают реализацию всех стадий инновационного процесса от разработки и экспертизы новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации, выступают центрами обучения предпринимателей, технологического трансферта, а также местом сервисной службы оказания разнообразных услуг, обеспечивают перестройку промышленных структур, мобилизацию местных ресурсов.

В Шотландии активизация инвестиционной деятельности связывается с развитием процессов кластеризации экономического пространства. Создание интегрированных предприятий и подготовка для них специалистов осуществляются через создание сетей местных компаний (the Local Enterprise Companies LECs), которые координируют формирование экономической инфраструктуры территории, включая административную, бухгалтерскую помощь, услуги по предоставлению недвижимости, маркетинг, разработкуинвестиционных программ, защиту земель и др. Кластер реализует три ключевые программы: повышение мастерства, связь промышленности с университетами, повышение конкурентоспособности малых предприятий.

Заслуживающим внимания является многофункциональная роль государства, реализуемая в процессах создания, функционирования и развития кластеров: заказчика продукции, соинвестора, девелопера, поставщика кадров и результатов НИОКР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: