Паблик рилейшнз включают в себя следующие основные направления деятельности.
1. Действия, направленные на улучшение и гармонизацию отношений между организацией и её окружением, а также—с коллективом самой организации, акционерами и инвесторами.
2. Действия, направленные на преодоление негативной информации об организации, слухов; своевременное и точное информационное обеспечение кризисных, чрезвычайных ситуаций — аварий, катастроф и др. (В кризисных ситуациях, с которыми время от времени сталкиваются любые организации, значимость паблик рилейшнз всегда возрастает. Кризисные ситуации бывают разного плана — неожиданно вспыхнувшая война в Южной Осетии, трагедия с подводной лодкой «Курск», взрывы домов в российских городах — все эти события, имевшие огромный общественный резонанс, не нашли, тем не менее, правильного и профессионального освещения в СМИ. Это можно рассматривать как свидетельство недостаточного внимания российских властей к использованию паблик рилейшнз, отсутствие понимания необходимости своевременного и точного информирования общественности. Подобная недальновидность может приводить к весьма негативным последствиям. Так, отсутствие необходимого информационного обеспечения конфликта в Южной Осетии привело к резкому ухудшению отношений России и западных стран, а также к ухудшению экономической ситуации в стране.)
|
|
3. Формирование и поддержание позитивного «имиджа» организации, создание и укрепление бренда организации.
4. Постоянное информирование общественности о деятельности организации, налаживание контактов между организацией и общественностью в лице её заинтересованных представителей.
5. Исследования общественного мнения.
Осуществление этих видов деятельности подразумевает
использование определённых методов работы, к которым относятся прежде всего следующие:
■ выпуск и рассылка пресс-релизов;
■ организация приёмов, брифингов и пресс-конференций;
■ организация визитов, выставок, ярмарок, других мероприятий с участием журналистов и общественности;
■ рассылка писем в редакции;
■ изготовление и показ фото-, видео- и киноматериалов;
■ выпуск печатной продукции — газет, брошюр, журналов, содержащих информацию об организации;
■ проведение исследований общественного мнения.
О.Г. Филатова предлагает следующую классификацию методов паблик рилейшнз в соответствии с типом целевой аудитории, на которую они направлены в первую очередь.
Важной функцией отделов паблик рилейшнз в организациях является обеспечение информации об организационных новостях. Пресс-релиз — это текст, содержащий новостную информацию об организации, который рассылается по обычной или электронной почте в редакции газет и журналов, а также службы новостей на радио и телевидение.
|
|
Пресс-релиз должен быть составлен таким образом, чтобы содержащаяся в нём информация привлекла внимание редакторов и они сочли её пригодной для опубликования. Соответственно пресс-релиз всегда должен содержать элемент новизны, так как СМИ отбирают прежде всего новую информацию, способную привлечь внимание аудитории.
Пресс-релиз должен быть написан ясно, чётко и сжато, поскольку люди, анализирующие поступающие материалы, вынуждены перерабатывать значительное количество информации в ограниченные сроки и у них нет времени вникать в детали пространного и сложного текста.
Пресс-релизы должны распространяться регулярно, и чем больше адресов рассылки, тем лучше. На пресс-релизах обычно ставятся специфические пометки, обозначающие желательные сроки публикации материала.
Пресс-конференции созываются время от времени в связи с каким-либо особым информационным поводом, который может привлечь широкий интерес. Пресс-конференция может быть организована в связи с открытием нового предприятия, заключением какой-либо важной сделки, для разъяснения позиции и действий компании в связи с какой-то возникшей проблемой или чрезвычайной ситуацией. Если речь идёт о политических организациях, то поводы для пресс-конференции, естественно, будут иными — донесение до общественности мнения того или иного политика, государственного чиновника о значимых общественных проблемах, пояснения в связи с возникшими конфликтами или скандалами, объяснение задач нового политического курса и т.д.
Пресс-конференция сама по себе представляет собой новость и привлекает интерес СМИ. Приглашения на пресс-конференцию рассылаются заранее, как правило, за неделю.
Организаторы пресс-конференции должны обеспечить приём и размещение гостей, техническое оснащение, выбрать наиболее удобное время проведения с учётом специфики тех СМИ, представители которых принимают участие в конференции. Перед конференцией нередко проводятся брифинг для определения круга основных вопросов, которые будут обсуждаться, а также репетиция для проверки технического оборудования. Приглашённым на конференцию раздаются специально подготовленные материалы. Напечатанные тексты пресс-конференций обычно рассылаются в редакции СМИ для опубликования.
Пресс-конференции созываются главным образом для представителей СМИ. Однако паблик рилейшнз предполагают и организацию мероприятий с участием не только журналистов, но и представителей общественности. К этому типу мероприятий относятся презентации, визиты (дни открытых дверей), ярмарки, выставки.
Принимая участие в таких коллективных акциях, люди получают возможность познакомиться с сотрудниками организации, спецификой её деятельности, производимой продукцией, связями с другими организациями и др. Сам факт приглашения людей на подобные мероприятия улучшает образ компании, показывая её заинтересованность общественным мнением, стремление «повернуться лицом» к потребителю и клиенту.
Кроме того, сама организация презентаций, выставок, ярмарок создаёт дополнительные информационные поводы для освещения в СМИ.
Важным видом общественной деятельности коммерческих организаций, способным сформировать позитивный имидж компании, является спонсорство.
Компания может обеспечивать коммерческую поддержку спортивных мероприятий и спортивных организаций; деятельности в сфере культуры, науки, образования и искусства — проведение фестивалей и выставок, оплата исследовательских грантов, проектов и экспедиций, выплата стипендий, финансирование учебных заведений, медицинских центров. Важное направление спонсорства — финансовая поддержка
|
|
благотворительных организаций и проектов, поддержка нуждающихся.
Подобные акции не только способны улучшить «имидж» компании, что важно для её успешной коммерческой деятельности, но и решить важные социально значимые проблемы.
В современных развитых странах и политиками, и предпринимателями, и общественностью в целом всё больше осознается необходимость социальной ответственности бизнеса, что подразумевает активную общественную деятельность коммерческих компаний, принятие ими социальных обязательств.
Естественно, общественно полезная деятельность компаний всегда является источником сведений, поставляемых паблик рилейшнз в средства массовой информации. В данном случае коммерческие интересы компаний и общественная польза удачно совпадают. В цивилизованном, демократическом обществе становится выгодно быть социально ответственной компанией.
Паблик рилейшнз используют не только политики и коммерческие организации. Тенденция такова, что любая организация, занимающаяся социально значимыми видами деятельности, должна использовать ПР-стратегии для своего продвижения, а также — для налаживания коммуникации с обществом и решения возникающих проблем. Обратимся в качестве примера1 к зарубежному опыту, поскольку отечественная реальность пока не даёт нам наглядных иллюстраций использования ПР учреждениями культуры. Может быть, поэтому многие из них находятся сегодня в плачевном состоянии.
1 Самые успешные PR-кампании в мировой практике. — М.: ИНФРА-М, 2002. |
Центральная библиотека графства Малтнома, расположенная в г. Портленд, столкнулась в 1993 году с серьёзными проблемами. Возросшая сейсмическая активность сделала необходимой масштабную реконструкцию здания. Реконструкция продолжалась более года, после её завершения исторический облик здания был полностью воссоздан, но значительно улучшились технические возможности библиотеки.
|
|
Однако за время реконструкции библиотека потеряла значительную часть своих читателей. Другой проблемой стало снижение налога на недвижимость, важного источника финансирования, что грозило сократить доход библиотеки.
Для преодоления этих проблем библиотека совместно с агентством Metropolitan Group предприняла масштабную ПР-кампанию.
На первой стадии работы было проведено тщательное исследование ситуации. В ходе телефонных опросов и фокус-групп было выявлено отношение местной общественности к библиотеке. На основе этих исследований специалисты агентства пришли к выводу, что ПР-кампания, приуроченная к открытию библиотеки после реконструкции, «должна послужить осознанию коллективного чувства гордости».
На стадии планирования кампании было решено, что библиотека должна пригласить читателей «вернуться домой». Исходя из этого и разрабатывались концепция и стратегия кампании, методы и сроки, определялась целевая аудитория, включающая СМИ, местное бизнес-сообщество и местные власти, определялись спонсоры проекта, объём необходимых затрат и ожидаемые результаты.
Цели кампании были определены следующим образом.
1. Пробудить интерес к реставрации хорошо известного здания.
2. Довести число местных жителей, пользующихся центральной библиотекой, до уровня не ниже, чем перед закрытием библиотеки на реставрацию, и увеличить число пользователей филиалов.
3. Создать и поддерживать партнёрские отношения с местными жителями.
4. Получить средства для проведения кампании через привлечение корпоративных и общественных спонсоров и организовать пропагандистские мероприятия совместно с местными деловыми и культурными кругами.
5. Проинформировать целевую аудиторию о подробностях открытия библиотеки, о новых технических возможностях библиотеки и дополнительных услугах.
6. Организовать и провести мероприятия, призванные подчеркнуть идеи кампании.
7. Создать возможности для информационной поддержки библиотеки и установления контактов с выразителями общественного мнения, с ключевыми представителями местной власти и с потенциальными спонсорами.
8. Поддержать намерение фонда библиотеки собрать средства для центральной библиотеки в размере 3 млн долларов.
Была чётко определена целевая аудитория, на которую ориентировалась предполагаемая кампания. Целевая аудитория включала персонал библиотеки, её реальных и потенциальных читателей (70% населения графства). Среди заинтересованных групп были выделены совет графства (выборный орган, в чьём ведении находилась библиотечная система); общество «Друзья библиотеки», другие общественные организации; основные лидеры общественного мнения и деловых кругов; представители СМИ и др.
Как проходила ПР-кампания? Приведём описание полностью.
«1. В рамках проведения мультимедийной кампании «Возвращение домой» были использованы рекламные щиты, телевизионные и радиоролики, реклама в газетах и буклетах, реклама на транспорте, рекламные растяжки на улицах перед Центральной библиотекой и ее филиалами, а также закладки для книг, значки, наклейки, плакаты и футболки для всех сотрудников библиотеки и добровольцев, участвующих в кампании. Кампания сопровождалась масштабной медиа-поддержкой с целевым размещением материалов.
2. Была проведена серия специальных акций под девизом «Возвращение домой», которая включала организацию местного движения любителей книг, торжественный вечер и бал для сбора средств, раскрытие некоторых деталей для общественности за два дня до даты официального открытия и собственно официальную церемонию открытия после капитального ремонта, в которой приняли участие автор книг для детей Беверли Клиэри (Beverly Geary) и сенатор Марк Хэт-филд (Mark Hatfield). Массовым тиражом был издан сборник произведений орегонских авторов, составленный специально к открытию библиотеки.
3. Во время «Недели библиотечного праздника», недели повторного открытия Центральной библиотеки, многим торговцам было предложено сделать скидки для обладателей библиотечной карточки. Представителей СМИ, потенциальных спонсоров и другие заинтересованные стороны постоянно приглашали «заглянуть за кулисы» на протяжении всего процесса реконструкции, но особенно в месяцы, предшествующие открытию.
4. Был подготовлен специальный выпуск The Bookmark (бюллетеня, издаваемого библиотекой), посвященный кампании «Возвращение домой», который был доставлен по почте 125 тыс. семей, обладающим библиотечной карточкой. Специальные страницы о кампании «Возвращение домой» были добавлены на веб-сайте библиотеки. Идеи «Возвращения домой» были запрограммированы в DYNA, электронном каталоге библиотеки.
5. Среди прочих мероприятий была прямая трансляция речи директора библиотеки в Городском клубе Портленда на Общественном телевидении Орегона, которая познакомила с кампанией «Возвращение домой» аудиторию штата; а также серия компьютерных и других занятий, программ, мероприятий и акций для читателей всех возрастов, проведённая в течение нескольких недель после открытия библиотеки. Благодаря корпоративным спонсорам мероприятия, подобные «Субботам в Центральной библиотеке», продолжаются до сих пор».
Насколько эффективной была эта кампания? Фонд библиотеки собрал средства на сумму более 4,5 млн долларов (планировалось 3 млн). Число читателей резко выросло. В мероприятиях, которые широко освещались в СМИ, приняли участие несколько десятков тысяч человек, в том числе и представители деловых и политических кругов, культурной элиты. Таким образом, все стоящие перед библиотекой проблемы были успешно разрешены. Кроме того, население графства получило возможность принять участие в интересном, красочном и просветительском мероприятии, способствующем интеграции местного сообщества, укреплению культурных
традиций. Проект потребовал больших вложений, однако принёс и прибыль. Сама ПР-кампания была удостоена специальной премии.