В западной социологии термин «альтернативные СМИ» означает СМИ, создаваемые небольшими группами критически настроенных единомышленников в противовес доминирующим, «официальным» и коммерческим СМИ. В отечественной литературе этот термин имеет по крайней мере ещё одно значение, которое рассмотрим далее.
Основными причинами распространения альтернативных СМИ в современных обществах являются:
■ социальное неравенство, наличие в обществе групп, регулярно подвергающихся дискриминации;
■ культурная неоднородность современных обществ, противоречивость ценностных и мировоззренческих ориентиров, наличие разнообразных субкультур;
■ утверждение демократических ценностей, способствующее всё большему расширению прав и свобод человека, осознание многими группами ограничения своих прав и необходимости их отстаивать;
■ критическое восприятие частью общественности современных официальных («мейнстримовых») СМИ как «рупора» политического истеблишмента и крупных корпораций;
■ совершенствование коммуникационных технологий, обеспечивающих активным гражданам возможность создавать собственные СМИ или некие их аналоги.
В качестве предшественника современных альтернативных СМИ можно рассматривать оппозиционную прессу эпохи
буржуазно-демократических революций. Свободная пресса служила средством политической борьбы укреплявшего свои позиции буржуазного слоя. В разделе «СМИ и политические отношения» уже уделялось внимание этому вопросу.
Следующий этап в развитии оппозиционных СМИ был связан с рабочим и профсоюзным движением, другими массовыми политическими движениями конца XIX — начала XX века. Печатное слово — пресса, брошюры, листовки — служило орудием политической борьбы и пропаганды новых идеологий, привлечения сторонников, полемики с приверженцами и защитниками статус кво, укрепления групповой сплочённости.
Таким образом, первоначально альтернативные СМИ имели непосредственное отношение к политической борьбе, представляя точку зрения оппозиционных сил, в том числе и весьма радикальных.
На нынешнем этапе ситуация несколько изменилась. Альтернативные СМИ и сегодня остаются средством политической борьбы, но в то же время сфера их деятельности заметно расширяется.
Политическая борьба, борьба идеологий в наиболее развитых странах сегодня в значительной степени ослабела. Сформировался некий базовый политический консенсус, за пределами которого остаются лишь маргинальные политические группировки радикального и экстремистского характера. К таковым можно отнести, например, неофашистские группы, которые существуют фактически во всех западных странах, а также и в России. Эти группировки могут иметь собственные СМИ, газеты, журналы, сайты и т.д. Однако не этот тип альтернативных СМИ является сегодня доминирующим.
Важным этапом в становлении альтернативных СМИ в западных странах стала молодёжная контркультурная революция 60 — начала 70-х годов XX века. В этот период наблюдался настоящий всплеск альтернативных СМИ, как печатных, так и электронных (речь идёт о радио). Возникало множество нелегальных (т.е. не имевших государственной лицензии на вещание) радиостанций, в деятельности которых
принимала участие не только критически настроенная студенческая молодёжь, но также и некоторые представители интеллектуальной элиты, придерживающиеся «левых» политических взглядов.
А.Д. Трахтенберг пишет об этом периоде следующее:
«Организация альтернативных СМИ (чаще всего — радиостанций) была весьма популярным начинанием в 60—70-е гг. XX в., в «период бури и натиска» левых студенческих движений. Например, итальянское левое «Движение 77», с которым напрямую был связан Ф. Гваттари, концентрировалось как раз вокруг не имеющих лицензий, «пиратских» любительских радиостанций, таких, как «Радио Аличе» в Болонье.
...вещание этой радиостанции полностью соответствовало всем требованиям альтернативного демократического дискурса. Оно представляло собой смесь музыки (рок, джаз, немного классики, народные песни и песни политического протеста) с новостями (сообщения о борьбе левых и рабочего класса с властями в Италии и за её пределами, рассказы о местных студенческих выступлениях, зачитывание фрагментов из радикально-левых газет, подробнейшее, буквально поминутное освещение деятельности феминистских, гомосексуалистских и правозащитных организаций) и комментариями по самому широкому спектру тем, которые имел право сделать любой, кто был готов позвонить в студию или посетить её редакцию. Гваттари лично написал хвалебное предисловие к книге, описывающей бурную историю «Радио Аличе», в которой он охарактеризовал эту радиостанцию как «ассембляж теории — жизни — праксиса — группы — секса — одиночества — машины — привязанности — ласки». Для Гваттари «Радио Аличе» явилось примером спонтанно возникшей территории свободы, собранной из альтернативных тематических и аффективных конструкций и вписанной в контекст широкого политического движения.
В итоге в 1977 г. итальянские власти закрыли «Радио Аличе» за «пропаганду непристойности», тем самым продемонстрировав, как воспринимается радикально альтернативный дискурс... с позиций доминантного дискурса»1.
1 Трахтенберг А.Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации как идеологический инструмент // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия «Политология». 2006. № 8. С. 90.
Контркультурное движение давно сошло на нет. Однако в качестве его наследия можно рассматривать утверждение в западных обществах ценностей самореализации и культурного многообразия.
В современных обществах всё большее значение приобретают споры и дискуссии по поводу культурных ценностей, свободы самовыражения, различных образов жизни. Культурное разнообразие обществ постоянно возрастает, что находит естественное выражение в формировании различных течений и групп на основе общности взглядов и ценностей. Речь идёт теперь не столько о политической борьбе, сколько о борьбе культурной, о противостоянии доминирующей массовой культуре, любым доминирующим мировоззрениям. Например, в качестве «альтернативы» традиционным религиям формируются новые религиозные движения, в качестве оппозиции «доминирующей» науке — наука «альтернативная» и т.д.
Большое значение имеет гражданская инициатива в таких областях, как защита окружающей среды, благотворительная деятельность, потребительский контроль и т.д.
Разнообразные группы меньшинств, социальные движения (не обязательно политического характера) формируют собственные СМИ — прежде всего печатные, поскольку электронные слишком дороги и в большей степени находятся под контролем государства (хотя возможно возникновение независимых радиостанций).
С появлением интернета возможности для альтернативных СМИ расширяются. Создание собственного сайта не требует больших усилий и затрат, предоставляя в то же время широкие возможности для поиска единомышленников и координации совместной деятельности. Интернет гораздо меньше контролируется государством, чем телевидение и радио, что также благоприятствует развитию здесь «альтернативных СМИ».
Целью альтернативных СМИ являются прежде всего критика существующего порядка, донесение до аудитории «альтернативных точек зрения» на те или иные события и явления, распространение собственных взглядов, противостояние
идеологическому воздействию официальных и коммерческих СМИ. Альтернативные СМИ стремятся предоставить трибуну тем социальным группам, чьё мнение игнорируется доминирующими массовыми СМИ.
(Атьтернативные СМИ следует отличать от корпоративных или ведомственных СМИ, которые издаются в рамках отдельных корпораций или учреждений и являются, в сущности, элементом управления организацией. Они способствуют коммуникации между управленческим звеном и сотрудниками, распространяют внутрикорпоративные новости, но не предлагают, естественно, никаких «альтернативных» точек зрения.)
Различия между альтернативными СМИ, с одной стороны, и официальными и коммерческими — с другой заключаются не только в содержании распространяемой информации.
Можно выделить следующие характеристики альтернативных СМИ:
1. Принципиально некоммерческий характер. Альтернативные СМИ не стремятся к прибыли, не размещают коммерческую рекламу и существуют только за счёт реализации собственной продукции и добровольных пожертвований.
2. Сотрудники представляют собой коллектив единомышленников, работают добровольно и чаще всего бесплатно, нет ярко выраженной формальной служебной иерархии. От сотрудников может не требоваться формальное подтверждение их квалификации.
3. Тесная связь между авторами и аудиторией. Читатели сами могут становиться авторами публикаций. Альтернативные СМИ ориентируются чаще всего на относительно небольшую и специфически заинтересованную аудиторию единомышленников.
4. Специфические источники информации, недоступные или не интересующие официальные и коммерческие СМИ, внимание к мнению рядовых людей, особенно принадлежащих к группам меньшинств.
5. Немногочисленная (в сравнении с массовыми СМИ) аудитория. Сегодня существуют альтернативные СМИ самого разного плана: СМИ различных радикальных политических
группировок и движений как левого, так и правого толка; СМИ различных меньшинств — этнических, сексуальных, религиозных; СМИ различных социальных движений и организаций — экологических, феминистских, антиглобалистских; СМИ, объединяющие людей «по интересам» — например, поклонников «ролевых игр», японской мультипликации и т.д.
Под СМИ в данном случае могут пониматься журналы, газеты, комиксы, интернет-сайты, блоги, создаваемые заинтересованными добровольцами ради обмена идеями и распространения информации, а не извлечения прибыли.
Альтернативные СМИ вышли на качественно новый этап с возникновением проекта Indimedia. Возникновение проекта означало осознание необходимости формирования СМИ, ориентированного уже не на узкие специфические группы, а на довольно широкую аудиторию тех, кто недоволен тенденциозной подачей информации в доминирующих СМИ.
Новые независимые СМИ должны формироваться на совершенно иных принципах, главным из которых является свобода распространения информации и доступа к ней.
Для понимания сущности проекта Indimedia лучше всего обратиться к мнению тех, кто непосредственно включён в его реализацию. Ниже приводится текст с сайта русской Indimedia, в котором чётко формулируются цели, предпосылки возникновения и специфика деятельности этой информационной сети.
«Индимедиа русский язык определяет себя как неформальная мультимедийная сеть независимых средств информации, активистов и активисток общественных движений и политических групп. Индимедиа является источником открытой и некоммерческой информации, предоставляет место для ведения дискуссий и поясняет подоплёку актуальных вопросов социального и политического плана. Индимедиа русский язык стремится к содействию уже существующим альтернативным структурам, а также входит в сеть международной Индимедиа.
С конца Второй мировой войны образовалось неимоверное сосредоточение медиальной власти в руках нескольких корпораций, распространяющих по многочисленным каналам, согласно их политическим и экономическим установкам, искажённую и во многом неверную информацию. В силу своей
мощной структуры эти корпорации создают образ действительности, полностью противоречащий той реальности, в которой существуют многие люди. Столкнувшись с огромным давлением со стороны СМИ/корпораций, активисты по всему миру стали создавать альтернативные каналы распространения информации снизу, в том числе самиздат, независимые радио- и телеканалы, кинопроизводство и т.д. Главная идея, приведшая к созданию Индимедиа, заключалась в установлении прочных связей между этими инициативами, усиливая, таким образом, присутствие на мировой сцене альтернативных источников информации.
Индимедиа впервые появилась на свет в ноябре 1999 г. во время протестов против Всемирной торговой организации (ВТО) и глобального капитализма в Сиэтле, когда сайт под названием IMC (Independent Media Center, т.е. Независимый медиа-центр) предоставлял подробнейшую информацию о развивающихся акциях протеста глазами самих участников. Через Интернет осуществлялись координация и управление усиленным потоком информации, в Интернете было учреждено виртуальное пространство для дискуссий.
С тех пор по всему миру стали возникать новые индимедийные центры, публикующие как на региональном, так и на международном уровне материалы, проповедующие альтернативные взгляды на политику в целом и на процесс капиталистической глобализации в частности. В Восточной Европе в 2000 г. первым сайтом стал пражский, а вслед за ним — и сайт на русском языке; тем временем и в Польше группа активистов начала работу над созданием индимедийного центра.
Отличия от мейнстримовых СМИ
Индимедиа русский язык не преследует никаких коммерческих интересов. Информация на сайте соответственно не является «товаром» с рыночной ценой. Наша главная цепь заключается в создании «контробщественности», т.е. мы хотим противопоставить существующим СМИ площадку, предоставляющую возможность НАПРЯМУЮ высказаться тем общественным активистам, кто по той или иной причине остаётся неуслышанным в коммерческих и государственных СМИ. Именно поэтому становится столь важным принцип «открытой публикации». Напоминаем, что на сайте можно самостоятельно публиковать различные материалы и оставлять свои отзывы на уже опубликованные.
Эта форма непосредственного участия ломает грань между потребителями и производителями информации. Кроме того, она способствует разрушению стереотипа, всячески поддерживаемого преобладающими средствами массовой информации, стереотипа, согласно которому «обычный» человек не в состоянии вмешиваться не только в дела СМИ, но и в обсуждение и решение общественных вопросов в цепом. Итак, в силу своей структуры Индимедиа может внести вклад в развитие общества, опирающегося на ценности раскрепощённого сознания, как в рамках медиальной действительности, так и выходя за все её рамки.
Все участники отвечают за свои действия. Членство или иерархические структуры внутри коллектива, как это обычно бывает в организациях, противоречат принципам проекта. Все, кто в той или иной форме участвует, имеют возможность стать частью коллектива Индимедиа.
Чем НЕ являются Индимедиа?
— Заменой уже существующим альтернативным средствам информации. Индимедиа хотела бы лишь оказывать им поддержу;
— площадкой для заявлений иерархически построенных организаций, движений и групп, поддерживающих власти или преследующих коммерческие цели;
— платформой для сообщений расистского, антисемитского, националистического, сексистского и тоталитарного характера, а также для авторов, регулярно сотрудничающих с изданиями, распространяющими упомянутые выше идеи.
<...>
Мы чужды национально-государственной ограниченности и рады видеть на своих электронных страницах всех людей, владеющих русским языком — вне зависимости от того, живут ли они в России, Украине, Белоруссии, Казахстане или, может быть, в Литве, Израиле, Германии, Гондурасе или Североамериканских Соединённых Штатах. Именно поэтому сайт больше не называется Индимедиа-Россия, а Индимедиа русский язык.
Как функционирует Индимедиа?
(так называемое «модерирование»)
Индимедиа, или IMC, не имеет редакции в привычном смысле слова. Она, скорее, является площадкой для ваших сообщений,
репортажей, комментариев и для информации, поясняющей подоплёку политических событий и социальных процессов. Всевозможные тексты, радио- или видеозаписи и фотографии вы производите и вывешиваете на сайт сами. «Редакционный коллектив» лишь следит за потоком информации. Он старается управлять сайтом таким образом, чтобы возможно было найти любое ваше сообщение. Согласно критериям Индимедиа коллектив удаляет сообщения определённого содержания.
На данный момент действующим коллективом Индимедиа русский язык выработаны следующие критерии работы над сайтом:
Так как Индимедиа пропагандируют идею о превращении простого потребителя в производителя новостей, не приветствуются повторные публикации из официальных СМИ, а, наоборот, поощряется разработка собственного «взгляда снизу».
Сначала любое сообщение попадает в правую колонку в рубрику «открытой публикации» (как это делается технически, вы можете прочесть на самом сайте). Коллектив прочитывает все поступившие сообщения. При соответствии текстов критериям об исключении (выносящие презрение к людям сообщения расистского, антисемитского, праворадикального, сексистского и тоталитарного характера) эти сообщения переводятся в «архив для хранения мусора», чтобы не содействовать распространению подобных взглядов. Плюс ко всему удаляются реклама, двойные публикации и «голые» ссылки без содержательного текста».
Становление Indimedia вполне вписывается в процесс глобализации СМИ, но представляет собой альтернативную форму глобализации, которая подразумевает не формирование коммерческих глобальных медиакорпораций, следующих логике развития глобального капитализма, а инициативу «снизу», исходящую от гражданского общества, становление пространства свободной коммуникации на основе использования новейших информационных технологий.
Проект осуществляется на множестве языков и помимо всякого централизованного контроля. Он объединяет людей поверх государственных и культурных границ, способствуя возникновению новых групп на основе общих идейных и ценностных установок.
Другой масштабный международный интернет-проект, позволяющий широким слоям заинтересованных граждан принимать непосредственное участие в создании и широком распространении культурной информации, — это Википедия. В основе проекта — принцип свободы информации, базовый для современных альтернативных СМИ.
Электронная энциклопедия Википедия возникла в 2001году, и популярность её только возрастает. Особенность проекта заключается в том, что автором статей может стать любой желающий, соблюдающий достаточно простые правила. Таким образом, текст Википедии постоянно обновляется. Темы статей определяются самими создателями, что является весьма важным отличием Википедии от обычных энциклопедических изданий, где выбор тем определён представлениями о важности и значимости, присущими соответствующим экспертам. В Википедии же каждый решает, чему или кому должна быть посвящена статья.
Объём Википедии огромен, она превышает по количеству статей любые существующие печатные энциклопедии. В ней существует более двухсот языковых разделов, т.е. проект носит воистину глобальный характер. Доступ к Википедии запрещён лишь в таких странах, как Китай и Иран. В Северной Корее население вообще не имеет возможности пользоваться интернетом.
В Германии был предпринят ряд изданий Википедии на CD и DVD, которые успешно продавались. Однако материалы можно было бесплатно скачать в интернете.
При всей привлекательности идей свободных СМИ, непосредственного участия аудитории в их создании, неформализованной коммуникации, свободы от коммерческого и политического давления, альтернативные СМИ всё же обладают рядом существенных недостатков, неизбежно вытекающих из самой их специфики.
Основными недостатками любых альтернативных СМИ являются:
■ ограниченность материальных ресурсов;
■ ограниченные возможности для получения информации;
■ незначительная аудитория (в сравнении с традиционными электронными СМИ; однако рост доступности интернета и развитие альтернативных интернет-СМИ, возможно, поставит эту характеристику под вопрос);
■ непрофессионализм (альтернативные СМИ используют труд добровольцев, которые часто не обладают необходимой квалификацией, что сказывается на качестве подготовленных материалов).
Альтернативные СМИ, как выше уже отмечалось, могут создаваться самыми разными группировками. И если описанные выше проекты Индимедиа и Википедия направлены на вполне позитивные цели, то альтернативные СМИ, допустим, неонацистских группировок, представляют собой серьёзную общественную угрозу.
В условиях современных информационных обществ «виртуальная среда обитания» человека становится не менее значимой, чем реальная. Возникновение различных альтернативных СМИ, для которых особенно благоприятной средой является Интернет, становится репрезентацией в виртуальном пространстве реальных социальных проблем и противоречий. И последствия этого также могут быть вполне реальными.
♦ Интернет как альтернатива