Особенности французской налоговой системы

Среди ведущих развитых стран Францию отличает высокая доля обязательных отчислений (налоговых платежей и взносов в фонды социального назначения) в валовом внутреннем продукте. В первой половине 80-х годов эта доля возрастала непрерывно и к 1985 г. достигла 45,6% (по сравнению с 39,4% в 1976 г.). По данному показателю Франция значительно превосходит средний уровень для стран ОЭСР и ЕЭС. Во второй половине 80-х годов этот показатель стал снижаться, что объясняется радикальным пересмотром политики в области государственного бюджета в период упрочения позиций правых партий в Национальном собрании, выдвигавших программы, направленные на свертывание государственного вмешательства в экономику, денационализацию широкого круга предприятий государственного сектора, последовательное сокращение налогов.

Другая отличительная черта системы обязательных отчислений во Франции — высокая доля взносов в фонды социального назначения. По доле взносов в фонды социального назначения в сумме ВВП Франция занимает первое место среди развитых стран. В структуре обязательных отчислений доля взносов в фонды социального назначения составляла во Франции 43,3%, что также значительно превосходит уровень крупнейших развитых стран и средний уровень по странам ОЭСР и ЕЭС (табл.).

Таблица 1

Структура обязательных отчислений (платежей) в развитых странах, %


Страна Подоход- ный налог Налог на прибыль акционер-ных обществ Взносы в фонды социаль-ного назначения Налог на зарплату, взимае-мый с работо-дателя Налог на имущес-тво Налог на товары и услуги Прочие налоги
Бельгия Великобритания Германия Италия Нидерланды США Франция В среднем по странам ЕЭС В среднем по странам ОЭСР 32,0 26,7 28,9 35,7 20,5 34,7 12,2 33 4 38,3 6,9 10,8 5,3 - 7,3 8,4 5,2 33,8 18,5 3 7,4 33,3 42,5 29,7 43,3 28,8 24,2 - - - 0,5 - - 1,8 0,4 1,0 2,4 12,7 3,1 2,5 3,5 10,3 4,8 4,5 5,4 24,9 31,2 25,2 28,0 25,9 16,9 29,4 32,5 30,1 - 0,1 0,1 - 0,3 - 3,3 0,4 1,0

Еще одной особенностью Франции является низкий уровень прямого налогообложения и одновременно высокий уровень косвенного. При этом во Франции — высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в ВВП и в общем объеме обязательных отчислений.

Увеличение доли обязательных отчислений в ВВП происходило при опережающем росте поступлений в фонды социального назначения по сравнению с налоговыми поступлениями. При этом налоговые поступления происходили главным образом не за счет поступлений в бюджет центрального правительства, а за счет неуклонного наращивания доли налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти (регионов, департаментов, коммун). Последнее обусловлено проведением в жизнь политики децентрализации, направленной на увеличение самостоятельности местных органов, а, следовательно, и на расширение их доходной базы, необходимой для снижения финансовой зависимости от центрального правительства. Следует отметить рост поступлений налогового характера в бюджеты организаций ЕС в общем объеме обязательных отчислений, что объясняется увеличением значения международного разделения труда в современных условиях, усилением интеграционных процессов.

В доходах бюджета центрального правительства Франции налоговые поступления составляют свыше 93%. В доходах общего бюджета и счетов специального назначения менее 6% приходится на не фискальные (неналоговые) доходы и около 1 % — на доходы по счетам специального назначения.

Косвенные налоги дают около 60% налоговых доходов общего бюджета. Основной косвенный налог во Франции — налог на добавленную стоимость. В налоговых доходах общего бюджета поступления по этому налогу составляют 45%. На его долю приходится 72,3% поступлений по косвенным налогам. Ставки налога составляют: сниженная — 2,1; 4; 5,5%, стандартная — 18,6% и повышенная — 22%.

Другим косвенным налогом, поступления по которому составляют 8,5% в доходах общего бюджета, является внутренний налог на нефтепродукты. На его долю приходится до 13,3% поступлений по косвенным налогам. Структура поступлений по косвенным налогам оставалась стабильной, за исключением поступлений по внутреннему налогу на нефтепродукты, доля которого значительно возросла. Этот налог следует относить не к акцизам, а к таможенным пошлинам. Практически все сырье для производства нефтепродуктов импортируется в страну, а производство для экспорта и реэкспорт нефтепродуктов не облагаются данным налогом. Учитывая это, можно говорить о том, что для Франции в 80-е и 90-е годы значение таможенных пошлин возрастало.

Около 40% доходов общего бюджета обеспечивают поступления от прямых налогов. Среди них основную роль играет подоходный налог (налог на доходы физических лиц). На его долю приходится около 20—21% налоговых доходов общего бюджета. Вторым по значению выступает налог на прибыль акционерных компаний (корпорационный налог). Доля поступлений от него в налоговых доходах колеблется от 8 до 10%.

Снижение доли поступлений по налогу на прибыль акционерных компаний можно в определенной мере объяснить значительным расширением системы льгот. Французские предприятия пользуются двумя видами льгот по корпорационному налогу: ускоренной амортизацией в отношении основного капитала и налоговыми кредитами. Налоговый кредит введен в 1982 г. и действует с 1 января 1983 г. Расходы на научные исследования дают право на налоговый кредит в размере 50% от суммы превышения расходов на исследования по сравнению с предыдущим годом, но не более 5 млн. фр. франков. В расходы на исследования включаются амортизация зданий и оборудования, оплата труда персонала и операционные расходы.

После значительного роста налогов в 70-е годы во Франции, как и в большинстве других стран Западной Европы, налоги стабилизировались. Сокращение подоходного налога и налога на добавленную стоимость в таких товарных группах, как автомобили, компенсируется повышением взносов в систему социального страхования.

4.3. Особенности налоговой системы Италии

Налоговые поступления являются основным источником доходов государственного бюджета Италии (более 80%). Большие изменения в структуру налогообложения внесла реформа 1973—1974 гг., которая устранила ее многоступенчатость, фрагментарность, архаичность и приблизила к практике налогообложения других стран Европейского сообщества. Современная налоговая система Италии характеризуется довольно четкой структурой, унифицированными правилами обложения и изъятия средств в бюджет, превалированием прямых налогов над косвенными.

В результате реформы 1974 г. наибольшему упрощению подверглись прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов налогоплательщиков. Кроме того, существенные изменения в практику взимания данного вида налогов внесла реформа 1988 г., которая затронула три основных налога: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц и местный налог (с физических и юридических лиц).

Особенности процедуры взимания налогов с некоторых видов доходов методом удержания их у источника по фиксированным ставкам фактически породили еще один прямой налог — налог на доходы от капитала. Находясь юридически в рамках подоходного налога с физических лиц, он технически существует самостоятельно, так как проценты, получаемые рантье по вкладам и облигациям, облагаются у источника в окончательном порядке и в дальнейшем при исчислении основного подоходного налога вычитаются из общей суммы облагаемого дохода.

К категории прямых относится и налог с наследства и дарений, который в 80-е годы также претерпел значительные изменения.

Косвенными налогами облагаются различные виды операций, связанных с продвижением товаров по стадиям производства и обращения, оказанием услуг, импортом товаров, сменой собственности и рядом других сделок. Наиболее важным из них является налог на добавленную стоимость. Все другие косвенные налоги имеют специфические сферы применения, и их названия, как правило, отражают их суть:

¨ гербовый налог взимается государством за юридическое оформление гражданских и коммерческих документов;

¨ регистрационный налог дополняет гербовый в тех случаях, когда помимо оформления документов требуется запись их в государственные регистрационные книги;

¨ налог на прирост стоимости недвижимости - в пользу местных органов власти в случаях продажи недвижимости с прибылью;

¨ прочие производственные и коммерческие акцизы (на электроэнергию, алкогольные напитки, сахар, табак) и сборы (при заключении страховых контрактов, купле-продаже акций и облигаций и при оказании государством концессионных услуг);

¨ таможенные пошлины и сборы;

¨ налог с лото и лотерей.

На протяжении 70-х годов фискальное значение отдельных налогов в результате проведения реформы 1974 г. непрерывно изменялось. Наиболее важными в финансовом отношении являются два налога: подоходный налог с физических лиц и налог на добавленную стоимость. В общей сумме налоговых поступлений государства их доля составляет свыше 50%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: