Особенности налоговой системы Германии

В Конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти — федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). Общины не образуют третьего государственного уровня, а являются частью земель. Земли обязаны осуществлять контроль за финансовым положением общин.

Бюджетная система Германии в настоящее время включает в себя бюджет федерации с двумя специальными фондами, бюджеты 16 земель и более 11 тыс. общин. В финансовой статистике Германии все перечисленные звенья объединены в понятие "сводный (консолидированный) государственный бюджет", показатели которого освобождены от повторного счета, связанного с взаимоотношениями между бюджетами различных уровней. Доля налогов в доходах сводного бюджета на протяжении многих лет составляет примерно 80%. Налоговая система Германии насчитывает примерно 50 видов налогов, которые значительно различаются по кругу плательщиков, базе обложения и ставкам. Наряду с множественностью налогов следует отметить также тенденцию к их концентрации: на наиболее крупные налоги приходится все большая часть совокупных поступлений. Динамика налоговых поступлений определяется в первую очередь темпами роста двух крупнейших налогов — подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость (НДС), включая налог с оборота импорта. Затем идут промысловый налог, акцизы на нефтепродукты и табак, корпорационный налог, налог с владельцев автотранспорта, поземельный, страховой, поимущественный налоги, налог с наследства и дарений.

Наиболее яркая отличительная особенность налоговой системы Германии — сложное, многоступенчатое распределение совокупных налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, направленное на выравнивание экономического развития отдельных регионов. Права федерации, земель и общин в сфере налогообложения строго разделены и регулируются Конституцией и рядом специальных законов.

Современная система распределения налогов сложилась в ходе крупнейшей финансовой реформы 1969 г. Все налоги, поступающие в сводный бюджет государства, можно разделить на две группы:

1) закрепленные за соответствующим административно-территориальным звеном и поступающие туда в полном объеме, или собственные налоги;

2) распределяемые по установленным нормам между федерацией, землями и общинами и поступающие одновременно в бюджеты различных уровней, или общие налоги.

До реформы к собственным налогам федерации относились акцизы (кроме налога на пиво), пошлины, налог с оборота (с 1968 г. — налог на добавленную стоимость), финансовые монополии. Землям принадлежали поимущественный налог, налог с наследства и дарений, автомобильный, акциз на пиво, общинам — поземельный и промысловый. Общими налогами являлись подоходный и корпорационный. Они распределялись между федерацией и землями, объединенными в Малый налоговый союз. В ходе реформы образовался Большой налоговый союз с участием общин. В число общих был включен налог на добавленную стоимость, распределяемый между федерацией и землями. Общины получили право на часть поступлений общего подоходного налога, а взамен этого стали отчислять федерации и землям определенную долю собственного промыслового налога. Налоговый обмен способствовал укреплению доходов общин, уменьшению различий в доходах между ними.

Доля налогов в доходах федерального бюджета в 1990—1995 гг. составляла в среднем около 90%. К собственным налогам федерации относятся различные акцизы (на нефтепродукты, табак, спиртоводочные изделия и др.), кроме налога на пиво, таможенные пошлины, сборы в рамках ЕС и некоторые другие (например, "надбавка на солидарность" к подоходному и корпорационному налогам).

Собственные налоги земель включают поимущественный налог, налоги с наследства и дарений, с владельцев автотранспорта, акциз на пиво и другие, общин — поземельный и промысловый. В 1991—1995 гг. доля налогов в бюджетных доходах земель составляла примерно 60%, общин — около 31%. Общими являются налоги: подоходный, корпорационный, на доходы от капитала, на добавленную стоимость.

Доля федераций и земель в подоходном налоге с физических лиц с 1980 г. установлена в одинаковом размере: по 42,5%, доля общин соответственно равна 15%. Корпорационный налог и налог на доходы от капитала распределяются только между федерацией и землями в соотношении 50:50. Соотношение долей федерации и земель в налоге на добавленную стоимость определяется на основе федерального закона и может изменяться в зависимости от динамики их доходов и расходов.

Существование общих налогов позволяет нивелировать налоговые доходы бюджетных звеньев. Известно, что темпы роста отдельных налогов неодинаковы, они по-разному реагируют на изменение конъюнктурной ситуации, цен и базы обложения. Наиболее быстро в таких ситуациях изменяется подоходный налог, медленнее — акцизы.

Кроме того, неравномерность экономического развития отдельных земель и общин предопределяет разные условия формирования их финансовой базы: более развитые в промышленном отношении районы имеют и более прочные бюджеты. Перераспределение налоговых поступлений ставит своей целью выравнивание общеэкономического уровня, подтягивание более отсталых районов.

Налоговые поступления распределяются по двум направлениям: вертикально, т.е. между федерацией, землями и частично общинами (вертикальное финансовое выравнивание), и горизонтально, т.е. между отдельными землями, а также внутри земель, между входящими в их состав общинами (горизонтальное или межземельное финансовое выравнивание).

В 80-е годы доля федерации в совокупных налоговых поступлениях составила 46—48%, земель — 35—36%, общин — около 14%; порядка 3—5% приходилось на отчисления в бюджет ЕС (табл.2). Примерно такие же пропорции сохранились и 1991—1994 гг., после объединения Германии.

Таблица 2

Распределение совокупных налогов в Германии в 1980—1995 гг.

Бюджетные уровни Год
       
Федерация 48,3 47,6 48,5 48,0
Земли 34,8 34,8 33,9 35,4
Общины 14,0 13,5 12,8 11,6
ЕС 2,9 3,9 4,8 4,9

Распределение подоходного и корпорационного налогов, а также налога на доходы от капитала осуществляется по территориальному принципу. Земельные финансовые управления взимают эти налоги с жителей, проживающих на территории соответствующих земель, и расположенных на данной территории предприятий. Затем каждая из земель передаст своим общинам 15% общей суммы поступлений подоходного налога, оставшаяся часть направляется в вышестоящие бюджеты и делится поровну между федерацией и землями. Таким образом, доля налогов, поступающая общинам, не изымается из наличных налоговых поступлений федерации и земель, а определяется заранее. Корпорационный налог и налог на доходы от капитала в равных суммах направляются федерации и землям.

При распределении налога на добавленную стоимость территориальный принцип не действует. Распределение этого налога между федерацией и землями осуществляется на основе сложной системы "вертикального финансового выравнивания", принципы которого закреплены Конституцией Германии:

¨ в пределах текущих поступлений федерация и земли имеют равные права на покрытие своих необходимых расходов;

¨ распределение налога должно осуществляться таким образом, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на налогоплательщиков и обеспечить одинаковый уровень жизни на всей территории страны;

¨ соотношение долей федерации и земель может быть изменено при существенном изменении соотношения их доходов и расходов.

Участие федерации и земель в НДС представляет собой одну из сложнейших проблем в их финансовых взаимоотношениях. Соотношение долей устанавливается на достаточно длительный период; для его изменения нужны серьезные основания. Так, если возрастание финансовых потребностей земель носит устойчивый характер и не может быть покрыто за счет краткосрочных мероприятий, оно служит основанием для увеличения их доли в этом налоге. В 1986—1992 гг. доля федерации составила 65%, земель — 35%, в 1993—1994 гг. — 67 и 33% соответственно. Начиная с 1995 г. доля земель увеличилась до 44%, что связано с необходимостью финансирования новых земель.

Перераспределение НДС осуществляется также между отдельными землями в рамках "горизонтального финансового выравнивания". Сущность такого выравнивания заключается в том, что "сильные" в финансовом отношении земли передают часть своих поступлений налога "слабым". В результате финансовые возможности всех земель выравниваются исходя из средних по стране показателей.

Распределение НДС между землями выполняется в два этапа. На первом этапе 75% поступлений этого налога в бюджеты земель распределяются между ними в соответствии с численностью их жителей. Кроме того, с помощью специальных коэффициентов учитываются некоторые другие факторы (например, демографическая ситуация). Остальные 25% образуют фонд дополнительных субсидий, предоставляемых экономически слабым землям в зависимости от среднедушевого объема их налоговых доходов, т.е. это средства для собственно финансового выравнивания.

При расчете перераспределяемых сумм используются два основных показателя:

1. Первичный финансовый потенциал земли — сумма налоговых поступлений в бюджет земли плюс 50% поступлений наиболее крупных налогов общин, входящих в состав данной земли. Этот показатель служит исходной позицией для установления земель, имеющих право на получение выравнивающих субсидий, и земель, обязанных их выплачивать.

2. Средний финансовый потенциал — сумма наиболее крупных налогов, поступающих в земельные бюджеты и бюджеты общин (в целом по стране), поделенная на число жителей страны и умноженная на число жителей данной земли. Этот показатель представляет собой норму земельных доходов, базирующуюся на среднедушевых налоговых поступлениях. Земли, у которых фактические налоговые доходы (первичный финансовый потенциал) выше нормы (среднего финансового потенциала), обязаны выплачивать определенные суммы тем землям, доходы которых ниже этой нормы. Законодательно установлено, что финансовый потенциал экономически слабых земель должен составлять как минимум 92% от средних показателей. Если же этот показатель составляет менее 92% от среднего, то благодаря выравнивающим субсидиям он может быть увеличен до уровня 95 — 100%.

Таким образом, из причитающихся всем землям поступлений НДС выделяется дополнительная доля для экономически слабых земель. Затем экономически слабым землям предоставляется выравнивающая субсидия за счет сильных. Следовательно, объем перераспределяемых сумм зависит практически только от различий в налоговых доходах отдельных земель. При этом во всех землях взимаются идентичные налоги — иначе выравнивание стало бы невозможным.

Финансовое выравнивание осуществляется также на коммунальном уровне. Это связано с тем, что, во-первых, в обязанности земель входит контроль за финансовым положением общин, а во-вторых, только при равном объеме налоговых доходов на душу населения жителям каждой из общин может быть обеспечен сопоставимый объем социальных и культурных благ.

Процент участия всех общин в подоходном налоге определен заранее (15%). Доля отдельных общин зависит от суммы этого налога, выплаченного его жителями. Для каждой общины рассчитывается так называемое "ключевое число" — удельный вес подоходного налога, собранного на данной территории, к общему объему поступлений подоходного налога, причитающегося общинам. В соответствии с "ключевым числом" и определяется сумма подоходного налога, которая должна быть передана в распоряжение той или иной общине.

Итак, сначала общинам передается 15% общей суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, затем эта сумма распределяется между отдельными общинами пропорционально численности их жителей. После определения собственных и общих налоговых доходов общин тем из них, которые не дотягивают до среднего уровня, предоставляются выравнивающие ("ключевые") субсидии из вышестоящих бюджетов.

Одной из центральных проблем финансовой политики страны в настоящее время является сложное финансовое положение присоединенных земель. Если в старых землях за счет налогов покрывается примерно 57—76% расходов, то в новых (присоединенных) — лишь 45—49% (по данным на 1996 г.).

Первоначально связанные с объединением земель расходы финансировались из Фонда немецкого единства, созданного в мае 1990 г. за счет отчислений федерации и западных земель. До 1994 г. включительно действовала особая система распределения поступления НДС между западными и восточными землями. С 1995 г. новые земли в полном объеме участвуют в системе финансового выравнивания. В их пользу перераспределяются громадные средства. Кроме того, старым и экономически слабым новымземлям предоставляются (как общие, так и целевые) субсидии вне рамок горизонтального финансового выравнивания.

Следует подчеркнуть, что система распределения финансовых средств тесно связана с распределением расходов между отдельными уровнями бюджетной системы. Федерация, земли и общины осуществляют расходы в строгом соответствии со своими задачами, закрепленными в Конституции.

Налоговое регулирование сохраняет самостоятельность земель и общин как в правовом отношении, так и в вопросах распределения налоговых ресурсов. Смещение ответственности на более низкие уровни управления способствует сглаживанию противоречий между центром и отдельными регионами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: