Типологическая структура сми

В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в журналистике заметно возросло. Это связано с активным развитием типологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых исследованиях.

Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности[25].

В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении — канал, телепрограмма, на радио — радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом — средство массовой информации.

Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм:

общероссийские, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории России;

межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.);

международные, объединяющие группы населения различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.);

этнических общностей (наций, народностей);

территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);

для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);

для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.);

для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);

для женщин и мужчин;

для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);

для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);

для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);

для групп населения, выделяемых по другим признакам.

Печатные СМИ вступают в пятый век своего существования и, похоже, продолжат своё существование в эру высоких технологий, Предсказания об их конце, которые высказывались многократно в течение последних 40 лет (лично слышал на конференциях и читал в печати высказывания на тему гибели газеты и журнала) – оказались несостоятельными. Думаю, бумажные издания - и газета, и журнал – будут всегда. Хотя бы в силу чисто практических удобств бытования: легкая в физическом смысле «переносимость», простое и независимое хранение, возможность чтения в самых невероятных местах и условиях, независимость от источников энергопитания – делают их незаменимыми. Это если не считать простого интереса большого контингента людей именно к бумажной форме издания. Печатные СМИ внедрили в общественное сознание и практику жизни людей надежный и прочный способ закрепления информации и доступа к ней.

Аудиовизуальные тоже заняли свое место в системе СМИ: 90 лет назад радио обогатило медиаинформацию звуком, телевидение 60 лет назад - видеоизображением, чего не было до этого.

Сетевые СМИ утвердились в медиасистеме всего лишь 15 лет назад, когда казалось, ничто уже не предвещало явление нового вида. Произошло это быстро и неожиданно. Здесь тоже были свои функциональные особенности, сделавшие этот вид уникальным, отличным от сложившихся ранее: это сверхскорости доставки информации, гибель расстояния и времени, стоящих между источником информации и приемником, это возможность доставки информации без посредников (редакторов, руководителей СМИ, учреждений), формирующих и распространяющих информацию. По меткому выражению Джона Барлоу, – «продажа вина без бутылок»!

Наконец, когда казалось, теперь-то уж всё кончилось, ожидается долгая и спокойная жизнь по укреплению и развитию медиасистемы уже в новом виде, с участием сетевых СМИ, появилось явление Web-2.0, изменившее – ни много, ни мало – само представление о журналистике как виде деятельности и как профессии. Пока неясно, является ли Web-2.0 новым видом СМИ или новым компонентом системы сетевых СМИ. Однако совершенно очевидны знаковые изменения в журналистике, которые сводятся к следующему:

А. Новые авторы. Началось функционирование непрофессиональной, «народной» журналистики, названной «гражданской» (термин идет от американцев, естественно, в России это слово не употребили бы в данном смысле, но утвердилось... Большое количество добровольных помощников регулярно поставляют в теле-радиокомпании и интернет-ресурсы фотографии, тексты и видеоролики, а иногда создают свои органы информации. Уже существуют целые сайты, например, OhmyNews (О-май ньюс), где десятки тысяч внештатных корреспондентов со всего мира создают блок новостей...

Теперьэта работа, еще недавно бывшая чисто волонтерской, всё чаще оплачивается, теперь уже за счет интернет-сайтов, разбогатевших благодаря миллионам посетителей. При этом значительно вырос доступ к интернет-СМИ, которые почти все стали бесплатными.

Б. Новые СМИ. Возникла новая ситуация: сетевые технологии позволяют каждому пользователю не выписывать издания или оплачивать телепрограммы целиком, а создавать для потребительских целей свои СМИ, выбирая из тысяч изданий – собственно сетевых, онлайн-версий печатных изданий, аудиовизуальных, отечественных и зарубежных – по принципу лучшего, в представлении пользователя, освещения той или иной тематики. В самом деле, теперь не стоит читать всё издание, хоть печатное, хоть аудиовизуальное - оно всё равно никогда не удовлетворит реципиента целиком, можно выбрать фрагменты (разделы, рубрики, программы) из многих текстов, аудио и видео-выпусков и построить собственное целое СМИ. Блогосфера нынче полна «ежедневными газетами» и «ежедневными журналами», которые часто, в зависимости от личности редактора-издателя, представляют значительный общественный интерес и пользуются популярностью у потребителя. Конечно, один человек не в состоянии заменить творческий коллектив журналистов, художников, фотокорреспондентов, верстальщиков, художественных и технических редакторов, режиссеров. Но это и не нужно: достаточно иметь хороший вкус и провести серьезную работу по отбору тематики, проблематики, новостной информации. Получается, что талантливый издатель-редактор сетевого СМИ вторичной информации сможет конкурировать с самыми мощными профессиональными периодическими изданиями потому, что использует достижения всей мировой журналистики.

В. Новая информация. В течение веков информация росла, подчиняясь одному и тому же закону, - по экспоненте, отражая такие же темпы роста, которые сопровождали многие категории науки, культуры, общества, а главное - рост населения планеты. И, впервые в истории, демографический рост изменился, что повлияло на СМИ как с точки зрения структуры населения, так и структуры информации. Это серьезное явление, не здесь его обсуждать, но объем, характер и сущность информации для СМИ, конечно, сильно изменились. Прежде всего, доступ к ней стал массовым, реципиент уравнялся в правах с самым продвинутым медиамагнатом в смысле доступности и скорости ее получения.

Уже давно ряд исследователей журналистики говорили о явлении нового человека, о том, чтона смену homo-sapiens приходит homo-information (homo-informatikus). Думается, это не совсем так. Человек всегда, с древних времен был homo-information, он жаждал информации, хотел получать ее всё в больших объемах и быстрее... (Ну, если в конце XIX века ежедневной «Нью-Йорк таймс» оказалось недостаточно, стали печатать по два выпуска в день!) При этом человеку всегда казалось, что информации много, а он, жалуясь на это, хотел ещё больше.

Приведу только три примера, три цитаты:

1613, Англия, Барнаби Рич, литератор: “Одна из болезней нашего века - засилье книг. Их столько расплодилось в мире, что не уследишь за всей чепухой, которая выводится каждый день и идет гулять по миру”.

1714, Германия, Христиан Гофман, издатель журнала: «Дело, увы, зашло так далеко, что мы вскоре будем иметь больше извлечений из книг и книг о книгах, чем настоящих книг».

1754, Россия, М.В. Ломоносов: «...число журналов увеличилось до того, что у тех, кто пожелал бы собирать и только перелистывать «Эфемериды», «Ученые газеты», «Литературные акты», «Библиотеки», «Записки» и другие подобного рода периодические издания, не оставалось бы времени для чтения полезных и необходимых книг и для собственных размышлений и работ».

(Источники у меня, конечно, есть абсолютно точные, не привожу умышленно: во-первых, они давались в более ранних моих работах, во-вторых, из желания не лишать того, кому понадобится, хоть какой-то радости поиска...)

Список таких высказываний можно продолжить - вплоть до многократно высказанных сетований о «лавине информации», о «веке информации» и т.п., которым тоже уже полвека... Так что дело не только и не столько в росте информационных потоков. Перестав расти по экспоненте, они не уменьшились в объеме, напротив, резко возросли и опутали человека непредсказуемостью развития, невозможностью эффективной дифференциации и каталогизации мира таксонов и бит....

Г. Новый человек. Очевидно, что высокие технологии - это не просто усовершенствование техники, ускорение процессов получения и поиска информации, они влияют на самого человека, изменяя его. Давая большие возможности, технология всегда что-то отнимала, сужая его творческий потенциал. Так, печатные СМИ сузили систему восприятия мира человеком, предоставляя информацию, обработанную автором, редактором, издателем. Аудиовизуальные в готовом виде предоставили звуковое и видеоизображение, навязывая человеку образы окружающей действительности. Сетевые пошли дальше: они дают готовые формы всего, что когда-то человеку понадобится – тексты, снабженные иллюстрациями, профессионально подготовленные на все случаи жизни – словари и энциклопедии, газеты и журналы, курсовые и дипломные работы, рефераты для студентов, диссертации, книги и др. Понятно, что одни люди зарабатывают на труде других, понятно, что часто одни воруют у других. Так было и так будет, поскольку человек несовершенен: в нем вмещаются одновременно и божественное, и дьявольское. И с этим ничего не поделаешь…

Тут, не отходя от компьютера, могу привести сходу десятки примеров из собственного опыта и опыта близких мне людей: человек написал книгу, например, для студентов, потратил массу времени и сил без какой-либо оплаты, а иногда и за свои деньги на издание, а она продается на десятках сайтов, причем цена ее постоянно растет. Есть случаи с оставлением имени автора, есть без имени или с другим именем... И всё же не в этом главная проблема, морально-этические, а иногда и правовые нарушения могут быть восполнены пользой от распространения знания. Можно и так порассуждать: в конце концов, пусть зарабатывают, лишь бы людям попадала нужная им литература. Однако, есть другая, более существенная проблема: при массовом распространении готового знания человек лишается необходимости преодолевать тяжкий путь познания, осуществлять поиск истины. Опасность в том, что, держа в руках результат, он не видит ретроспекцию структуры, из которой это знание построено. Этим человек не просто себя обедняет, но теряет способности к интеллектуальной деятельности. То есть, выходит, что homo sapiens теряет свою сущность и предназначение. Для того, чтобы этого не произошло, современный человек должен предпринять большие усилия, изменив и систему образования, и систему мышления, и систему отношения к окружающему миру.

Насколько это удастся, во многом будет зависеть от масс-медиа и от серьезных публицистов, способных не только отразить историю современности, но и указать человечеству путь к спасению.

Так или иначе, но можно с уверенностью утверждать, что высокие технологии сформировали нового человека, сущность которого еще предстоит изучить.

Мир вступил в новую эпоху – время пересыщения информацией и услугами до такой степени, что, войдя в общество потребления, человек полностью теряет способность творить, создавать своё, добиваться, искать, преодолевать. Ему всё дается в готовом виде, опыт и результат деятельности миллионов становятся доступны каждому. Печально, но в строительстве общества потребления большой, если не решающий вклад внесли журналисты. В этих условиях средства массовой информации должны выработать новую стратегию своего бытования в мировом сообществе, стремительно изменяющемся под напором высоких технологий.

_______________________________

https://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2742&level1=main&level2=articles

2. Место медиапланирования в структуре маркетинговой стратегии. Бюджет рекламной кампании.

процесс работы над рекламной кампанией:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: