Особенности политической коммуникации в современном обществе. Политическая реклама в СМК

Полит ком-ция – процесс передачи полит инфы, который структурирует полит деят-ость и придает ей новое значение, формирует общест мнение и полит социализацию граждан с учетом их потребностей и интересов.

Первостепенное значение для политики имеют массовые информационно-коммуникационные процессы. На этом уровне организации инф-ных отношений действуют полит агенты, специально подготовленные для взаимодействия с общественным мнением: официальные институты гос-ва (лидеры и руководители, инф-ные отделы по связям с общественностью); гос (национальные) СМИ; независимые и оппозиционные СМИ; корпоративные структуры (органы партий, общест объединений, проф полит ®ные агентства и др); зарубежные СМИ. Взаимодействие данных агентов в основном формирует инф-ный рынок, на котором каждый из них осуществляет собственные полит стратегии, подчиненные достижению своих интересов в сфере власти.

2 типа действий в инф пространстве: мобилизационным, включающим агитацию и пропаганду (инф-ный контроль за людьми и придание их действиям строгой соц направленности), и маркетинговым, представленным методами паблик рилейшнз, или PR, a также политической ® (нацелены на убеждение человека, а не на контроль за его сознанием, они скорее искушают, чем директивно предписывают идеи и формы поведения; ориентируются по преимуществу на обратную связь, диалог, честное и взаимоуважительное информирование).

Известный политолог Г.В. Пушкарева определяет четыре основных канала полит ком-ции: официальный (оф акты и законы), персональный (инфа лично полит лидерам), опосредованный (ч/з посредника СМИ), анонимный (слухи).

Политическая ® – форма полит ком-ации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы, имеющее целью преподнести в крайне доступной, эмоциональной, лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся, форме суть полит платформы опред полит сил, настроить на их поддержку, сформировать и внедрить в МС, определенное представление об их характере, создать желаемую психологическую установку, предопределяющую направление чувств, симпатий, а затем и действий человека.

→ СМК воздействуют на подсознание людей, формируют его представление о реальности и полит процессах.

БИЛЕТ №13

1. Средства массовой информации как основной вид массовой коммуникации. Понятие,

структура СМИ. Тенденции развития.

Сре́дство ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

● Печатные издания (пресса): газеты, журналы

● Электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Если рассматривать данное понятие с позиции социологии, то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации)

Анализ отечественных и зарубежных исследований в области медиаобразования показал значительные разночтения ряда понятий, используемых в медиаобразовании. Проследим это на примере понятий средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК). Место и роль СМИ в обществе освещаются в трудах А.А. Малиновского, В.Н. Протасова, В.Л. Энтина, А.Б. Венгерова, Д.Уэделла, Т. Петерсона, Д.Смита и др.; функционирование СМИ регламентируется федеральным законом РФ № 2124-I «О средствах массовой информации». Межличностная коммуникация рассматривается в работах М. Арджайла, Дж. Бейтса, А.А.Бодалева, А.Ю.Борисова, Э.Гофмана, Н.С.Данакина, М.С.Когана и др. Специфика и функции управленческой коммуникации показаны в трудах К. Балавайдера, З.Брешковича и др. Отдельные функции социальной коммуникации освещаются в работах Г.М. Андреевой, М.Кофты.

В современной литературе встречаются достаточно разные по своей природе и сущности толкования понятий СМИ и СМК.

Так, например, Н.И.Королева в диссертационном исследовании предлагает употреблять СМК наравне с СМИ. И отмечает, что оба эти термина обозначают в принципе один и тот же объект. При этом автор отмечает, что понятие «коммуникация» шире, нежели «информация» [1].

Рассуждения по данному вопросу мы находим и в работе А.В. Шарикова. Автор развивает эту мысль так: «СМК выступают, прежде всего, как средства массовой трансляции культуры (в широком смысле). Тогда условие массовости следует понимать как условие тиражируемости социокультурной информации. Отсюда вытекает, что СМК – средства массового тиражирования социокультурной информации». Расширяя данное понятие, А.В.Шариков определяет массовую коммуникацию как «социокультурный феномен, состоящий в формировании и поддержании социальной общности путем массового тиражирования и распространения социально значимой информации и установления между «распространителями» и «получателями» этой информации обратной связи, которая носит, как правило, отсроченный характер» [2]. В данном определении делается акцент на коммуникативную и осведомительную функции явления, подчеркивается взаимосвязь аудитории с СМК.

Мы согласны с А.В.Шариковым, что нельзя рассматривать термин СМИ как синоним СМК. В самом деле, здесь происходит подмена процесса передачи информации (т.е. информирования) самой информацией, и становится неясно, что означает «массовая информация». Таким образом, мы убеждены, что понятие СМК носит более широкий характер и охватывает весь комплекс средств.

Мы придерживаемся точки зрения, что СМК – понятие более широкое и емкое, включающее в себя всю систему средств. Общим признаком и СМК и СМИ является возможность массового тиражирования информации, т.е. распространение большого числа экземпляров. СМИ занимается сбором, анализом, переработкой, хранением и распространением актуальной, социально-значимой информации. Тогда как СМК осуществляет общение социума, рассредоточенной аудитории на основе информации, а не только производство и передачу информации. Коммуникация не существует без информации. Из чего следует что, СМИ может рассматриваться как основная составляющая СМК, а не его тождеством. Синонимичным термином СМК можно считать термин «масс-медиа», общеупотребимый в зарубежных источниках («mass media»).(Хлызова Н.Ю. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации как основные понятия медиаобразования // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: Материалы VII межвузовской конференции студентов и аспирантов (28 февраля - 1 марта 2008 г.) / Под ред. Л.П. Громовой; сост. О.А. Никитина. – СПб., 2008. – С. 288-290)

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;(закон РФ “о средствах массовой информации”)

структура сми??????


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: