Цель занятия: 1. Изучение творчества Д.Г.Байрона; 2. Чтение, анализ и осмысление поэмы Байрона «Дон Жуан» как классического произведения европейского романтизма.
Студент должен
знать:
- своеобразие литературы романтизма в Англии;
- периодизацию творчества Д.Г. Байрона;
- основныечерты «байроновского» героя;
уметь:
- анализировать особенности и своеобразие английской литературы романтизма;
- анализировать основные произведения Д.Г. Байрона;
- определять значение творчества поэта для мировой литературы и еговлияние на русскую литературу XIX века.
Вводные пояснения. Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824) – великий английский поэт, один из самых ярких романтиков своего времени. Он писал: «Из хаоса Господь создал мир; из могучих страстей рождается народ». Могучие страсти поэтических произведений Байрона явились выражением мятежных страстей народа. Просветительские идеалы и эстетика классицизма, приверженцем которых был Байрон в начале своего творческого пути, постепенно уступали место романтическим взглядам. Преклонение перед разумом сопровождается мыслью о неразумности современной действительности. Признание классицистической строгости и ясности сочетается с изображением сложных и неясных чувств, окрашенных фаталистическим настроением. Действительность испытывается не только разумом, но и романтической иронией. Идеи просветителей выступают в творчестве Байрона в новом, трансформированном виде. У него уже нет оптимистической веры во всесилие разума. Пафос жизни и творчества поэта – в борьбе против тирании.
Сознавая трудности борьбы против сил зла и несправедливости, Байрон испытывает настроения тоски и отчаяния. В атмосфере духовного одиночества и сознания разрыва между мечтой и действительности Байрон создает романтические восточные поэмы: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Осада Коринфа» (1816) и др. Главная проблема всех восточных поэм – проблема личности в ее непримиримом столкновении с обществом. Герой порывает с обществом, становится на путь мести и борьбы. Смысл жизни этого изгоя – в борьбе против деспотизма и в любви к чистой преданной женщине. Эта линия углубляется в последующих произведениях Байрона: в цикле лирических стихотворений «Еврейские мелодии» (1815), стихах «наполеоновского» цикла (1816). Тема скорбного одиночества мятежной личности предстает далее в поэме «Манфред» (1817). Будучи участником национально-освободительного движения карбонариев в Италии (с 1817 года), Байрон завершает поэму «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1809 – 1817), в которой появляется новый герой романтической литературы. В нем – первоистоки темы духовных исканий молодого человека, ставшей одной из ведущих в литературе Х1Х века.
Самое крупное и значительное произведение Байрона – поэма «Дон Жуан» (1818 – 1823), завершить которое поэт не успел.
Задания и вопросы к самостоятельной работе студентов. 1. В ходе чтения поэмы проследить пространственные описания. Какие страны упомянуты или подробно описаны в поэме? Как они связаны между собой? 2. Определить событийную основу сюжета поэмы. Какие исторические события изображены в поэме? 3. Проследить биографию Дон Жуана, его семейно-родственные отношения, связи с окружающим миром. Каким было воспитание героя? В каких ситуациях оказывается Дон Жуан? Как он проявляет себя в них?
Индивидуальные задания (сообщения, доклады). 1. История образа Дон Жуана в литературе ХVII – ХIХ вв. 2. Жизнь и творчество Байрона.
План занятия.
1. Панорама европейской жизни второй половины ХVIII века в поэме «Дон Жуан»:
а) эпизод на острове пирата Ламбро и тема порабощенной Греции;
б) деспотические монархии Турция и Россия в поэме;
в) батальные сцены в «Дон Жуане». Описание штурма Измаила;
г) английское высшее общество в изображении Байрона.
2. Дон Жуан как герой безгеройной эпохи:
а) семья Дон Жуана, его воспитание. Эпизод с Юлией;
б) нравственные испытания героя: в эпизоде кораблекрушения, в любви Гайдэ, в сценах в гареме;
в) сочетание противоречий в характере Дон Жуана: доброта, храбрость, бескорыстие, пассивность, приспособляемость, примитивность интеллектуальной и эмоциональной жизни. Вненациональность образа Дон Жуана;
3. Образ Дон Жуана как отражение полемики с просветительством (приверженность героя «естественным» инстинктам) и романтизмом (сниженное изображение стихийных чувств в поэме.
4. Особенности поэтики «Дон Жуана:
а) черты комического эпоса в первых двух песнях;
б) «Дон Жуан» как романтическая поэма (лирические отступления; повествователь в роли романтического героя: индивидуализм, лиризм, романтическая ирония);
в) элементы реализма в «Дон Жуане»: сатирическая типизация, социальная конкретика;
г) приемы создания сатиры: антитезы, пародия на высокий стиль в сочетании с низким стилем.
Литература
Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М.: Высшая школа, 1985. – С.174 – 189.
Дубашинский И.А. Поэма Байрона «Дон Жуан». – М.: Высшая школа, 1976.
Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. – Л.: Художественная литература, 1974.
История зарубежной литературы Х1Х века. В 2-х ч. / Под ред. Н.П.Михальской. Ч.1. – М.: Просвещение, 1991. – С. 70 – 88.