Тема: Роман У.Теккерея «Ярмарка тщеславия»

Цель занятия: 1. Изучение творчества У.М.Теккерея; 2. Прочитать и обсудить роман У.Теккерея «Ярмарка тщеславия» как программное произведение реализма в европейской литературе.

Студент должен

знать:

- биографию У.М. Теккерея, периодизацию его творчества;

- содержание романа У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия»;

уметь:

- анализировать романы У. М. Теккерея в историко-литературном контексте.

Вводные пояснения. УильямТеккерей (1811 – 1863) – великий писатель-реалист, крупнейший сатирик английской и мировой литературы. Его вклад в развитие романа связан с разработкой формы романа-семейной хроники, раскрывающей частную жизнь героев в органической связи с жизнью социальной. Творчество Теккерея отразило настроения широких народных масс. И хотя сам писатель не был сторонником идеи социальной революции, его сатирический смех, направленный против господствующих классов, их паразитизма, лицемерия и тщеславия, заключал в себе большую разрушительную силу. Уже ранняя публицистика Теккерея, его эссе, рецензии, стать, написанные на студенческой скамье и в годы жизни и учения в Германии и во Франции, привлекают своим блеском и остроумием. Вскоре он приобретает известность как журналист, его приглашают сотрудничать в солидные журналы. Неистощимый на выдумки, Теккерей создает разнообразные пародии. Он осмеивает в них эпигонов романтизма, произведения, далекие от правды жизни, пародирует труды буржуазных историографов.

Как полемика с писателями, приукрашивающими жизнь, возникают первые произведения Теккерея: «Кэтрин» (1840), «Записки Джимса де ла Плюш» (1840), «Мещанская история» (1840) и первый роман – «Карьера Барри Линдона» (1844). Появившаяся затем «Книга снобов» (1847) сделала имя Теккерея широко известным. Правдиво изображая отталкивающее лицо английского буржуа, Теккерей не питал, подобно Диккенсу, иллюзий относительно возможности его превращения в доброго и отзывчивого человека. «Книга снобов» написана в форме очерков о жизни современного общества. В совокупности они составляют широкую и выразительную картину английской действительности. Обращаясь в каждом из них к определенному, конкретному явлению общественной или частной жизни своих соотечественников, писатель соединяет эти явления в единое сатирическое полотно. Теккерей ввел в литературный обиход созданное им слово «сноб», которое в его понимании имеет многочисленные оттенки и значения. Снобом является типичный носитель буржуазных представлений о морали и нравственности: он лицемерен, велеречив, умеет прикрывать свое корыстолюбие, чванство ханжескими рассуждениями о заповеди Христа «забывать и прощать» всем людям, о необходимости платить добром за зло и т.п.

Главное произведение Теккерея - двухтомная эпопея «Ярмарка тщеславия» (роман без героя)» (1848), гениальный сатирический роман Х1Х столетия. Как творец этого произведения, Теккерей вошел в мировую литературу.

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. Проследить в ходе чтения романа судьбы двух героинь – молодых девушек-подруг Бекки Шарп и Эмилии Сэдли. Что их связывает? Каковы их цели? В чем каждая из них видит смысл жизни? 2. Отметить и перечитать описания-портреты буржуазно-аристократического мира в романе. Кто или что подразумевается под «ярмаркой тщеславия»? Что вкладывает писатель в это понятие? 3. Расшифровать смысл подзаголовка – «Роман без героя». Почему автор не находит героя для своего романа?

Индивидуальные задания (сообщения, доклады). 1. Художественный мир У.Теккерея. 2. Исторические романы У.Теккерея «История Генри Эсмонда» и «Виргинцы, повесть из жизни прошлого столетия». 3. «Книга снобов» У.Теккерея.

План занятия.

1. Судьбы двух героинь Бекки Шарп и Эмилии Сэдли – воплощение двуплановой композиции романа:

а) общность и различия в воспитании, образовании, социальном и материальном положении обеих героинь;

б) сочетание сиротства и бедности Бекки с ее умом и изобретательностью как психологическое обоснование ее авантюризма. Можно ли оправдать вытекающие из цели Бекки – быть богатой и блистать в обществе - ее жестокость и бесчестность по отношению к подруге и ко всем, кто оказывается на ее пути?

в) противопоставление добродетельной морали Эмилии и хитроумного интригантства Бекки. Можно ли оценить эту ситуацию как подлинный или мнимый конфликт сюжета романа? Обосновать ту или иную точку зрения.

2. Изображение буржуазно-аристократических кругов в романе как общества снобов:

а) отношения двух семейств: Сэдли и коммерсанта Осборна. Почему богач Осборн отрекается от своего родственника Сэдли? Как меняется добродетель Эмилии в связи с разорением ее мужа Джорджа Сэдли?

б) образы аристократов: члены семьи Кроули, маркиз Стейн. Какие черты, присущие высшему обществу, воплощает автор романа в этих персонажах?

в) слияние и взаимообусловленность линии частной жизни персонажей с жизнью социально-общественной – новаторская черта романа «Ярмарка тщеславия».

3. Проблема положительного героя и способы ее решения в романе Теккерея:

а) смысл подзаголовка романа – «Роман без героя» - в сочетании с основным заглавием – «Ярмарка тщеславия». Такое заглавие романа и образ самой Ярмарки тщеславия заимствованы Теккереем из аллегорического романа Дж.Беньяна «Путь паломника». Возможен ли настоящий герой в «заимствованном» мире Ярмарки тщеславия?

б) сомнение Теккерея в возможности искоренения зла и пороков Ярмарки тщеславия. Его воплощение в отсутствии героев из народа. Мотив «суеты сует». В чем отличие этой позиции от позиции Диккенса?

в) отсутствие в романе Теккерея героев из народа;

г) капитан Доббин – единственный из персонажей «Ярмарки тщеславия», сохраняющий доброту и отзывчивость. Герой ли он с точки зрения Теккерея?

д) прием «кукольника» и марионеток – воплощение авторского отношения к своим персонажам. В чем его новаторский смысл?

Литература

Теккерей У. Ярмарка тщеславия (любое издание).

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы / Учебн. пособие. – М.: Высш. школа, 1975. – С. 293 – 303.

ИвашеваВ.В.Теккерей - сатирик. М., 1958.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: