Анализ результатов

Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асо-циальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к ним, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, делающий вывод, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитатель. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из взрослых) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставила сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Еще одна методика, которая может помочь в выяснении отношений ребенка к членам своей семьи — методика Е. А. Бондаренко1. В ходе исследования предлагается выполнить рисунок на тему «Кого я больше всего люблю в нашей семье». На оборотной стороне рисунка фиксируется содержание и словесная интерпретация изображаемого. В зависимости от содержания, рисунки распределяют на 5 групп: портрет, совместная деятельность и общение ребенка с самым любимым человеком, бытовой труд родителей, отдых и развлечения. Данная методика дает представление не только о личностных предпочтениях ребенка, но и о характере взаимоотношений в семье. Задача психолога — грамотно выстроить вопросы и проанализировать возможные нюансы.

Данный комплекс далеко не исчерпывает широкий диапазон диагностических средств, предназначенных для выявления особенностей детско-родительских отношений. Достаточно широко в практике консультативной работы используются такие методики, как тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Сто-лин), методика АСВ Э. Г. Эйдемиллера, методика «Портрет моего ребенка». Существует также целый ряд проективных рисуночных методик, предлагаемых детям: «Моя семья», «Семья, которую хочу», «Семья животных», «Барашек в бутылочке», методика «Тест-фильм» Р. Жиля и т. д. В ходе практической работы у психолога складываются свои предпочтения в выборе тех или иных методических средств. Главное, чтобы выбранный диагностический комплекс соответствовал поставленным целям и давал возможность достаточно быстро собрать и качественно проанализировать информацию, необходимую для оказания квалифицированной психологической помощи.

В зависимости от результатов диагностического обследования родителей и детей, а также особенностей детско-родительских отношений и будет складываться дальнейшее направление взаимодействия психолога и семьи проблемного ребенка. Следующим шагом может быть просвещение родителей относительно особенностей их ребенка. Но важно также обратить внимание родителей и на тот факт, что многие нарушения и деформации в личностной сфере ребенка являются следствием дисгармоничных семейных отношений как между самими родителями, так и между родителями и детьми. Кроме того, родители должны знать, что на детей-дошкольников травмирующее воздействие могут оказывать некоторые ситуации:

1. Связанные с утратой или отсутствием чувства защищенности (жестокость или эмоциональное отвержение в семье, развод, гиперопека, появление нового члена семьи, языковая или культурная отгороженность семьи)..

2. Вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи (посещение детского сада, госпитализация).

Развитие детей, подвергшихся патологическому влиянию таких ситуаций, может быть деформировано. Это повлечет за собой (при отсутствии своевременной помощи) непоправимые последствия, затрагивающие глубинные механизмы личностного развития ребенка.

Таким образом, с помощью психологического просвещения родители должны понять, что наряду с биологическими (наследственность, травмы и т. д.), на ребенка негативное влияние могут оказывать социально-психологические факторы, не последнее место среди которых занимает нарушение стиля воспитания и детско-родительских отношений. В случае наличия таковых ситуацию может исправить обучение родителей взаимодействию с ребенком на основе его поддержки. А. Д. Андреева1 определяет поддержку как веру в ребенка, в его силы, в положительное начало в нем. Родители должны способствовать развитию такой веры в самом ребенке. Важно, чтобы они сосредоточились не на том, как помочь ему избежать трудностей, встречающихся в жизни, а на обучении детей вере в себя, умению находить адекватные, ориентированные на нравственные ценности способы взаимодействия с окружающим миром. Такое обучение должно основываться на принятии мысли о несовершенстве человека, о том, что каждый имеет право на ошибку. Формирование такой позитивной установки оказывает общеоздоровительное воздействие на личность и поведение ребенка в целом. Можно порекомендовать действовать следующим образом:

1. На первых порах целенаправленно создавать ситуации успеха, с помощью которых ребенок сможет поверить в себя.

2. В разговорах с ребенком делать акцент на его сильных сторонах, а не на прошлых ошибках.

3. Вербально и невербально давать ребенку понять, что вы цените его усилия, а в случае необходимости поможете ему.

4. Позволить ребенку быть самостоятельным.

5. При необходимости критически и с юмором оценивать и свои способности, не бояться говорить об этом ребенку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: