Рынок фастфуда в России

Начиная с 1989 года, когда в Москве открылся первый McDonald’s, российский рынок фастфуда демонстрировал динамичный рост. До перестройки в Москве было примерно 6 тыс. закусочных. С развалом СССР их число сократилось вдвое. Западные игроки рынка, а также нарождающиеся местные сети быстрого питания поспешили занять пустующую нишу.

Некоторые эксперты полагают, что массовая экспансия американских игроков рынка фастфуда в Россию и страны СНГ вызвана не только растущим спросом на быстрое питание в России (на 20 % в год), но и началом национальной кампании за здоровое питание в США и, соответственно, вытеснением фастфуд-сетей. Началом этой кампании послужил выход в свет в 2001 году книги журналиста Эрика Шлоссера «Нация фастфуда: тёмная сторона всеамериканской еды»

В России отношение к фастфуду, напротив, улучшается. С 2000 по 2005 год посещаемость предприятий быстрого обслуживания выросла на 8,4 %. К началу 2006 года ежегодные темпы роста российского рынка быстрого питания составляли более 30 %. К декабрю 2008 года объём рынка достиг 40 млрд рублей. Для сравнения, в 2002 году он составлял около 10 млрд рублей.

Большинством фастфудов в России всё ещё использовались импортные ингредиенты, что усложняло логистику и удорожало конечную стоимость продукта. В 2009 году объём продаж в ресторанах быстрого питания снизился на 20—25 %, стоимость среднего чека — примерно на 15 %. Рентабельность сохранялась на обычном уровне — в среднем 10—15 % у стационарного фастфуд-ресторана и до 25—30 % в уличных точках с хорошей проходимостью. Расходы на персонал в сетях фастфуда в России достигают 6 % общих расходов компании.

В 2008 году среднестатистический москвич посещал рестораны быстрого питания четыре раза в месяц. В 2009 году изменилась аудитория фастфуда — наименее обеспеченные потребители (около 20 %) перестали посещать такие рестораны, однако это компенсировалось перемещением прежних завсегдатаев из более дорогих заведений.

В течение 2008—2009 года арендная плата в торговых центрах Москвы понизилась на 20 % — до $1,1 тыс. за м² в год, на улицах Москвы снижение составило от 15 % до 30 % — в центре города до $1—2,5 тыс. за м² в год. Экономический кризис 2008—2009 годов фактически пошёл рынку фастфуда в России на пользу, количество посетителей ресторанов быстрого питания возросло.

В итоге сегмент быстрого питания почти не продемонстрировал падения. В 2009 году выручка ресторанов быстрого питания сократилась по сравнению с 2008-м всего на 10—20 %, в то время как этот показатель в дорогих ресторанах со средним чеком от $50 и выше снизился на 30—40 %, а в бюджетных заведениях (средний чек — $30—50) — на 15—30 %. Уже в 2009 году рынок пошёл в рост, пополнившись новыми международными и российскими игроками. Продавцы оборудования для уличного общепита и в январе—мае 2009 года получили почти такую же выручку, как за весь 2008-й год. Лидером российского рынка по количеству торговых точек стала сеть «Стардог!s» — 404 точки в России и на Украине. Лидерами рынка по объёму продаж по состоянию на 2009 год являлись сети быстрого питания:

К 2010 году наряду с глобальными брендами в России присутствовали немецкая сеть Grillmaster (пиво, колбаски и т. д.), закусочные «УДОНъяСАН» (восточная кухня), бельгийская сеть фастфуда Quick и др. В 2010 году на российский рынок вышла транснациональная сеть быстрого питания № 2 Burger King. За год работы в России игрок открыл 14 ресторанов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: