Франчайзинг

Основной способ распространения бизнеса, которым пользуются крупные сети фастфуда, — это франчайзинг, то есть передача по договору-франшизе от компании-франчайзора права на определённой территории продавать продукты и оказывать услуги этой компании независимому человеку или компании-франчайзи.

При этом франчайзи обязуется продавать этот продукт/услуги по заранее определённым законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на реализацию всех этих норм франчайзи получает разрешение использовать имя компании, её репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Договором франшизы оговаривается, какую долю прибыли франчайзи перечисляет франчайзору.

Формат фастфуда привлекает предпринимателей возможностью небольшим объёмом первоначальных вложений (3—5 млн рублей в заведение, рассчитанное на 50 человек), отсутствием затрат на разработку концепции, технологии и фирменного стиля, а также возможностью разделить с франчайзором затраты на рекламу заведения. Кроме того, эксперты отмечают, что при условии хорошей локации оборот раскрученного заведения в 2—2,5 раза превышает обороты обычного ресторана.

Однако приспособить классический франчайзинг, на основе которого привыкли работать мировые сети, под российский менталитет оказалось нелегко. Поэтому свои первые заведения международные сети открывают, в основном, самостоятельно — без помощи российских франчайзи. Например, это McDonald’s, который не продает франшизу в России: все открытые в стране заведения принадлежат самому франчайзору. Некоторые сети используют комбинированный подход — часть заведений собственные, часть открыты по франчайзингу.

Конкуренты

Subway

Один из основных конкурентов McDonald’s на российском и мировом рынке — международная сеть Subway. Принципом работы Subway является франчайзинг. Компания опирается исключительно на местных игроков, что отразилось на концепции заведений: закусочные Subway, по сравнению с ресторанами McDonald’s, имеют меньшую площадь, что требует от покупателей франшизы меньших вложений в открытие новых точек.

Subway противопоставляет себя конкуренту, позиционируя свою продукцию как более здоровое питание. Вместо гамбургеров Subway предлагает потребителю различные сэндвичи. На начало 2011 года сеть Subway в России насчитывала 201 торговую точку.

Первое заведение Subway появилось в Санкт-Петербурге на Невском проспекте в 1994 году — по франчайзингу с российскими партнёрами. Однако, франчайзинговые учреждения Subway приживались на российском рынке с большим трудом. Вплоть до 2005 года большую часть ингредиентов, в том числе хлеб, франчайзи возили из-за границы. Кроме того, работа исключительно по системе франчайзинга затрудняла контроль владельцев сети за качеством продукции в России. В итоге в разных точках можно было встретить сэндвичи разного качества. Чтобы решить эту проблему, в 2005 году Subway открыла полноценное представительство и тренинговый центр для российских партнёров в Петербурге.

В конце 2011 года сеть ресторанов быстрого питания Subway обогнала по количеству закусочных McDonald’s и стала крупнейшей в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: