Государственная служба зарубежных стран: опыт англосаксонских государств (США, Великобритания)

Государственная служба Великобритании – представляет англо-саксонскую традицию организации госслужбы.

В отличие от других западных стран, где принято понятие «публичной» или «государственной» службы, в Англии действует понятие «гражданская служба». Это имеет исторические корни: чиновник рассматривается в английском праве как «гражданский слуга Короны», в отличие от её «военных слуг». Сам термин сложился в британской колониальной администрации в Индии.

Особый «английский путь» состоял в том, что Соединенное Королевство гораздо дольше других стран обходилось без профессиональной государственной службы в современном смысле этого слова. Министерства, правда, существовали ещё с XVII века, но их роль была значительно меньшей, чем, например, во Франции. Единой системы централизованной администрации не существовало вовсе, а штат министерств комплектовался на основе системы патронажа, т.е. личного покровительства. Должности рассматривались как собственность держателей королевских патентов и продавались, дарились, даже передавались по наследству.

Это, однако, не порождало больших злоупотреблений по следующим причинам:

-ограниченные полномочия служащих;

-принадлежность большинства служащих к аристократическим семьям, т.е. их достаточно высокий имущественный и образовательный уровень;

-«премиальный», т.е. нерегулярный характер материального вознаграждения.

Служба, таким образом, была как бы «почетной обязанностью благородных людей».

Создание профессиональной гражданской службы началось в Британии в 1854 году с так называемого доклада Норткота –Тревельяна. Сэр Стафорд Норткот был тогда премьер-министром, а сэр Чарльз Эдвард Тревельян использовал в докладе свой богатый административный опыт в знаменитой Ост-Индской компании.

Главный упор в докладе делался на необходимость создания высококвалифицированной гражданской службы, комплектуемой на основе профессиональных качеств людей. Рекомендовалось упразднить систему патронажа, заменив её открытыми конкурсными экзаменами. Далее авторы предлагали разделить всех служащих на два широких класса – административный и технический. Замещать вакансии рекомендовалось на основе достоинств служащих, а не их выслуги.

Система, созданная на основе доклада Нордкота-Тревельяна, успешно работала до середины XX века.

Следующий этап реформ начался с знаменитого Фултонского доклада 1968 года. Центральной идеей доклада была профессионализация государственной службы. Предлагалось создать механизмы для укомплектования её на всех уровнях экономистами и другими специалистами с научной подготовкой. Предлагалось создать возможности для привлечения талантливых людей из бизнеса и науки. Рекомендовалось открыть колледж гражданской службы для повышения квалификации администраторов, прежде всего в области технологии управления.

Многие изменения в организации государственной службы в Англии связаны с Маргарет Тетчер. По её инициативе была разработана программа, кратко называемая «Первые шаги», которая была запущена в 1988 году и до сих пор находится в стадии реализации. Её ведущей целью было внедрение «нового менеджеризма», т.е. рыночных механизмов и стимулов в практику госслужбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: