Государственная служба США

История американской государственной службы заметно отличается от истории европейских институтов госслужбы. Она детище американской политической системы и американского общества со всей его спецификой.

Принцип самоуправления «свободных людей на свободной земле» лег в основу того уклада, который называют «великим американским экспериментом».

В сознании «среднего американца» до сих пор живет доля подозрительности по отношению к государству и его представителям - чиновникам.

Первоначально американцы вообще хотели обойтись без постоянных государственных служащих, передав все властные полномочия собраниям граждан и выборным лицам. Однако довольно скоро они убедились, что выборные лица также способны на злоупотребления, как и постоянные служащие. А отказ от профессиональных администраторов приводит дела в состояние хаоса. В результате в Конституции появилось упоминание о назначаемых должностных лицах.

Начало современной гражданской службы в США связывают с «Пидлтонским актом» 1883 года, позволившим вслед за Англией воплотить в жизнь принцип квалификационных экзаменов для служащих и значительно раньше других стран ввести единую систему должностей и окладов.

Серьёзный вклад в совершенствование американской административной системы сделал в конце 80-х годов Вудро Вильсон – впоследствии Президент США, а в те годы профессор университета. В центре его теории, изложенной в книге «Изучение администрации», опубликованной в 1887 году, стоят такие принципы госслужбы:

-единство управления;

-четкая организационная иерархия;

профессионализм;

-контроль.

Однако в вопросе отделения политики от государства В.Вильсон был сдержан. Он говорил, что трудно провести между ними демаркационную линию, а настаивал лишь на большей профессионализации администраторов.

Актом прямого ограничения политической деятельности государственных служащих стал Закон Хетча, принятый Конгрессом в 1939г. Он запретил им участвовать в любом качестве в избирательных компаниях, а также использовать свое служебное положение для действий в пользу какой-либо политической партии.

За прошедшие десятилетия Закон подвергался неоднократной критике, однако «реполитизация» администрации остается ведущей тенденцией развития государственной службы США до сих пор. 
 


Надо сказать, что американский госаппарат за последнее время существенно изменился в сторону большего демократизма и открытости для общества. Начатая еще при Картере программа создания «отзывчивой», «прозрачной» бюрократии стимулировала процесс изменения отношений между аппаратом и обществом. Гражданин из пассивного налогоплательщика, терпеливо ожидавшего, когда и какие блага ему может представить государство, постепенно стал превращаться в активного клиента – потребителя услуг государственной службы. Согласно теории Рейгана и его британской «коллеги» и единомышленницы М.Тетчер, государственный сектор должен работать наподобие частного, а отношения государственного служащего и клиента должны напоминать рыночные.

Результаты этого подхода оказались неоднозначными. С одной стороны, реализация идеи «прозрачной» госслужбы способствовала повышению эффективности работы чиновников. В условиях американской конкуренции во всем, в том числе в возможности граждан получить многие услуги в разных госорганах, чиновнику приходится делом доказывать свою полезность. Гражданин при этом является не «просителем» (как у нас), а «клиентом», «потребителем услуг».

С другой стороны, «маркетизация» госорганов привела к снижению уровня административной морали служащих, а также к уходу многих квалифицированных работников в другие сферы. Статус госслужбы понизился.

Осознание необходимости серьезных изменений в американской гражданской службе пришло на рубеже 80-90-х годов. В 1993 году Конгрессом США на основе рекомендаций Комиссии вице-президента А.Гора был принят Закон о деятельности Правительства и её результатах, который предусматривает программу «административной революции» на несколько лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: