Система управления государственной службой, основной целью которого является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом:
1) характеризуется практической деятельностью по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов этого правового института;
2) является функцией государственных органов, которая осуществляется в определенных организационно-правовых формах;
3) реализуется специально созданными государственными органами;
4) основывается на принципах законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы.
Система управления государственной службой как на уровне Российской Федерации (на федеральном уровне), так и в субъектах РФ (на уровне субъектов РФ) формируется в целях осуществления, во-первых, координации деятельности государственных органов и их должностных лиц на всех этапах практической организации и функционирования государственной службы и реализации правового статуса государственных служащих и, во-вторых, вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной службе. Система управления государственной службой позволяет достигать и такой цели, как совершенствование государственной службы, разработка федеральных программ и программ субъектов РФ по ее реформированию.
Существует четыре вида кадрового резерва: федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв в государственном органе субъекта РФ.
Проблемы формирования целостной системы управления государственной гражданской службой связаны не только с отсутствием необходимого детально разработанного нормативного правового регулирования.
Не разработаны теоретические положения о введении данного института в структуру государственного управления.
В связи с этим, сегодня мы имеем следующие проблемы:
1. отсутствие разработанного механизма управления государственной службой
2. слабость контроля над государственной службой и органами управления государственной службой, в том числе как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и, особенно, структур гражданского общества;
3. недостаточное финансирование системы управления государственной службой.
4. отсутствие полноценной системы управления государственной службой
5. недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, невысокая результативность деятельности государственного аппарата, его громоздкость, неповоротливость, непрозрачность работы, склонность к административному давлению и коррупции.
Все эти проблемы, как предполагается, должна решать новая федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Реализация программы включает два этапа. На первом – в 2009-2010 годах планируется усовершенствовать федеральное законодательство в сфере государственной службы, в частности разработать и внедрить механизмы противодействия коррупции (отчасти эта работа уже выполнена), завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. На втором этапе (2011 – 2013 годы) предстоит осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; сформировать кадровый резерв для замещения должностей государственной службы; завершить формирование единой системы управления государственной службой.