Немецкий гуманизм проник из Италии в германскую образованную среду на волне разрастания оппозиции папскому засилью, его произволу в стране. Поэтому, опираясь на города, на зарождавшееся в них буржуазное мировоззрение, гуманизм в Германии в большей степени, чем в Италии, касался вопросов политики, религии и морали.
Еще одной особенностью немецкого гуманизма было обращение его идеологов к проблемам становления немецкой нации. Пробудившийся патриотизм, стремление к национальному единству в условиях раздробленности вылились и в борьбу за создание собственно немецкой национальной церкви.
Гуманизм в Германии, прежде всего, сложился в стенных университетов. Вомногих германских университетах образовались кружки гуманистов из профессоров и студентов. В них критиковали, высмеивали схоластику, лжеученость богословов и философов. Там же подвергалась беспощадной критике деятельность католической церкви, направляемой Римом.
Старейшим из немецких гуманистов можно считать Николая Кузанского. Николай Кузанский был крупным историком, филологом, математиком и астрономом. Выступал против пороков церкви: её посягательств на светскую власть, на земные блага.
На вторую половину XV в. приходится деятельность другого крупного немецкого гуманиста - Рудольфа Агриколы. Главное место у него занимала не церковь, а человек.Он один из первых высказал идею о природном равенстве людей. Как и другие гуманисты, считал, сто католичество портит веру, искажает христианство.