Объем понятия «научная информация». Основные признаки и структура научной информации

Научное познание — это объективно-истинное знание о природе, обществе и человеке, полученное в результате научно-исследовательской деятельности и, как правило, апробированное (доказанное) практикой.

Структура научного познания состоит из главных элементов научного знания, уровней познания и оснований науки. Элементами научного познания выступают разнообразные формы организации научной информации.

Научная информация - логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы, общества и мышления. Научная информация пытается адекватно отразить явления и законы природы, общества, мышления, и используется в социальной практике.

Таким образом, научное познание проявляется в исследовательской деятельности, которая включает в себя методы научного познания, позволяющие изучать объект. Методы изучения объекта подразделяются на два уровня познания – эмпирический и теоретический.

Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:

ñПо степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;

ñПо уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;

ñПо точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;

ñПо функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;

ñПо области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;

ñСпециальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.

В XX веке стали распространяться методы структурно-функциональных и системных исследований. К ним относятся: Методы эмпирического исследования:

ñНаблюдение – целенаправленное исследование предметов или процессов, опирающихся на такие органы чувств как восприятие, ощущение и представление. Наблюдение осуществляет как-бы контроль за исследуемыми явлениями;

ñЭксперимент – активное вмешательство в процесс исследуемого процесса, его изменение или целенаправленное воспроизведение в контролируемых условиях. Он является одним из основных видов практики, поскольку наблюдается стремление изучить конкретный объект в изолированных условиях. С помощью эксперимента стало возможным связать предположения и полученный опыт (т.е. теорию и практику);

ñОбъяснение – операция, которая осуществляет свою деятельность с целью раскрытия сущности конкретного объекта или явления, представляя собой сложную поисковую деятельность.

Общенаучные методы научного познания:

ñАбстрагирование – это переход от реальных свойств исследуемого предмета к идеальным;

ñФормация;

ñГипотетико-дедуктивный метод;

ñСистемный метод теоретического исследования;

ñСтруктурно-функциональный.

Структура научного познания является сложно организованной системой, объединяющей формы научного познания, позволяющие организовывать и систематизировать научную информацию (гипотезы, принципы, проблемы, научные программы, концепции, научные понятия, законы и научные факты). Центральным звеном здесь является теория.

Теория - операторы научной информации, широко принятая система идей. Гипотеза - частное предположение. Разница между теорией и гипотезой - только в том, как ее воспринимает научное сообщество.

Критерии теории:

1. должна точно описывать широкий класс наблюдений в рамках модели

2. должна позволить сделать определенные прогнозы относительно результатов будущих наблюдений

Наука не доказывает, а исследует.

С точки зрения структуры научная информация:

1) о научных фактах

2) о гипотезах, конвенциях и теориях

3) об основах данной науки или области знаний

4) о мировоззрении

Научные знания объективируются в монографии, статье, тезисах, докладе, диссертации.

Виды произведений о науке:

- собственно-научные

- научно-справочные

- научно-художественные

- научно-популярные

- научно-познавательные

Стадии научной деятельности:

1) подготовительная (накопление предпосылок,формирование проблемной ситуации)

2) стадия скачка (переход количества в качество)

3) завершение данно цикла и зарождение новых изменений в знании;

4) эксперимент

5) критический анализ

Cimento - испытание (ит)

Эксперимент -подвергнуть испытанию (ст фр)

Этапы исследовательской программы:

1) научная теория, которая лежит в основе описываемого феномена

2) рабочая гипотеза, выдвигаемая на основе этой теории

3) опыты

4) экспериментальное подтверждение (внедрение)

5) технологический аспект, коррелирующий с ненаучной сферой.

Редукция теоретических этапов исследовательской программы приводит к тому, что научная информация по своему преломляется в журналистском тексте и формирует новое концептуальное пространство.

Наукометрия - область науковедения, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики массивов и потоков научной информации.

Кумулятивность научной информации - способность научной информации к более строгому, обобщенному и компактному изложению в процессе создания новой научной информации.

+ правила Ломоносова

Деятельность Ломоносова по упорядочению терминологии была направлена в сторону ограничения количества иностранных слов, заполнивших собою литературный язык в начале XVIII века. Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений:

  • «чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;
  • оставлять непереведенными слова лишь в случае невоз-можности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение;
  • в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: