Научное познание — это объективно-истинное знание о природе, обществе и человеке, полученное в результате научно-исследовательской деятельности и, как правило, апробированное (доказанное) практикой.
Структура научного познания состоит из главных элементов научного знания, уровней познания и оснований науки. Элементами научного познания выступают разнообразные формы организации научной информации.
Научная информация - логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы, общества и мышления. Научная информация пытается адекватно отразить явления и законы природы, общества, мышления, и используется в социальной практике.
Таким образом, научное познание проявляется в исследовательской деятельности, которая включает в себя методы научного познания, позволяющие изучать объект. Методы изучения объекта подразделяются на два уровня познания – эмпирический и теоретический.
Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:
|
|
ñПо степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;
ñПо уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;
ñПо точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;
ñПо функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;
ñПо области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;
ñСпециальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.
В XX веке стали распространяться методы структурно-функциональных и системных исследований. К ним относятся: Методы эмпирического исследования:
ñНаблюдение – целенаправленное исследование предметов или процессов, опирающихся на такие органы чувств как восприятие, ощущение и представление. Наблюдение осуществляет как-бы контроль за исследуемыми явлениями;
ñЭксперимент – активное вмешательство в процесс исследуемого процесса, его изменение или целенаправленное воспроизведение в контролируемых условиях. Он является одним из основных видов практики, поскольку наблюдается стремление изучить конкретный объект в изолированных условиях. С помощью эксперимента стало возможным связать предположения и полученный опыт (т.е. теорию и практику);
ñОбъяснение – операция, которая осуществляет свою деятельность с целью раскрытия сущности конкретного объекта или явления, представляя собой сложную поисковую деятельность.
|
|
Общенаучные методы научного познания:
ñАбстрагирование – это переход от реальных свойств исследуемого предмета к идеальным;
ñФормация;
ñГипотетико-дедуктивный метод;
ñСистемный метод теоретического исследования;
ñСтруктурно-функциональный.
Структура научного познания является сложно организованной системой, объединяющей формы научного познания, позволяющие организовывать и систематизировать научную информацию (гипотезы, принципы, проблемы, научные программы, концепции, научные понятия, законы и научные факты). Центральным звеном здесь является теория.
Теория - операторы научной информации, широко принятая система идей. Гипотеза - частное предположение. Разница между теорией и гипотезой - только в том, как ее воспринимает научное сообщество.
Критерии теории:
1. должна точно описывать широкий класс наблюдений в рамках модели
2. должна позволить сделать определенные прогнозы относительно результатов будущих наблюдений
Наука не доказывает, а исследует.
С точки зрения структуры научная информация:
1) о научных фактах
2) о гипотезах, конвенциях и теориях
3) об основах данной науки или области знаний
4) о мировоззрении
Научные знания объективируются в монографии, статье, тезисах, докладе, диссертации.
Виды произведений о науке:
- собственно-научные
- научно-справочные
- научно-художественные
- научно-популярные
- научно-познавательные
Стадии научной деятельности:
1) подготовительная (накопление предпосылок,формирование проблемной ситуации)
2) стадия скачка (переход количества в качество)
3) завершение данно цикла и зарождение новых изменений в знании;
4) эксперимент
5) критический анализ
Cimento - испытание (ит)
Эксперимент -подвергнуть испытанию (ст фр)
Этапы исследовательской программы:
1) научная теория, которая лежит в основе описываемого феномена
2) рабочая гипотеза, выдвигаемая на основе этой теории
3) опыты
4) экспериментальное подтверждение (внедрение)
5) технологический аспект, коррелирующий с ненаучной сферой.
Редукция теоретических этапов исследовательской программы приводит к тому, что научная информация по своему преломляется в журналистском тексте и формирует новое концептуальное пространство.
Наукометрия - область науковедения, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики массивов и потоков научной информации.
Кумулятивность научной информации - способность научной информации к более строгому, обобщенному и компактному изложению в процессе создания новой научной информации.
+ правила Ломоносова
Деятельность Ломоносова по упорядочению терминологии была направлена в сторону ограничения количества иностранных слов, заполнивших собою литературный язык в начале XVIII века. Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений:
- «чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;
- оставлять непереведенными слова лишь в случае невоз-можности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение;
- в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку»