В основе технологии социально-культурного проектирования лежит проблемно
ориентированный анализ ситуации. Учитывая, что и территориальные, и целевые
проекты и программа представляют собой относительно самостоятельную,
законченную и логически выстроенную последовательность мероприятий и акций,
ориентированных в конечном счете на разрешение (или оптимизацию) проблем,
характерных для определенных социальных группы или территории в целом, первым
шагом в цепочке задач, решаемых в процессе разработки проекта, является
анализ проблем, содержание которых в дальнейшем определяет всю логику
проектирования. Поэтому доминирующим принципом разработки любого типа
программ, независимо от их характера и радиуса действия, является проблемно-
целевая ориентация, — принцип, практическая реализация которого обеспечивает
ряд дополнительных технологических достоинств и возможностей. Знание реальных
проблем позволяет:
— точно определить области проектной деятельности (или приоритетные
|
|
направления социально-культурного проектирования) и четко определить
аудиторию проекта (социальную категорию или общность людей — носителей
проблем);
— квалифицированно разработать содержательную часть программы, т.е.
сформулировать цели и задачи, определить виды социально-культурной
деятельности, которые в рамках проекта рассматриваются в качестве средства
решения проблем;
— определить социальные силы, заинтересованные в ее реализации проекта (силы
поддержки, потенциальных и реальных партнеров, источники финансирования).
Последнее обстоятельство очень важно не только с позиции реальности
осуществления проекта, но и с точки зрения эффективности культурной политики —
ее важнейшим условием является отражение проблем в структурах власти.
Принцип проблемно-целевой ориентации социально-культурных программ
технологически обеспечивается методом проблемно-ситуационного анализа, суть
которого составляет диагностика социально и личностно значимых проблемных
ситуаций на различных уровнях функционирования социокультурного субъекта
[39]. Основными категориями проблемно-ситуационного подхода являются:
ситуация, проблема, проблемная ситуация, социокультурная ситуация, среда
обитания человека, образ жизни.