Билет № 9. 1. Кто из перечисленных философов является представителем объективного материализма?

1. Кто из перечисленных философов является представителем объективного материализма?

Демокрит; Сократ; Платон; Кант; Гегель; Маркс.

2. Правильно ли утверждение, что, по мнению Гегеля «абсолютная идея» находит свое отрицание в природе и проявляется в обществе, в человеке в форме «абсолютного духа»?

Да; нет.

3. Выделите формы чувственного познания.

Представление; понятие; суждение; ощущение; умозаключение; восприятие.

4. Можно ли изучать человеческое сознание без учета деятельности мозга?

Да; нет.

5. Совпадают ли по своему содержанию понятия «субстанция» и «материя»?

Да; нет.

1. Форма и содержание.

«...Содержание,— писал Гегель,— есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма — переход содержания в форму. Этот переход есть одно из важнейших определений».

Содержание вещи есть совокупность всех ее элементов, их взаимодействий и изменений. Согласно этому определению, к содержанию вещи относятся не только ее элементы и их взаимодействия друг с другом, то есть внутренние взаимодействия, но и внешние взаимодействия вещи — с другими объектами.

Любая система всегда имеет как содержание, так и форму. содержание и форма представляют собой противоположные стороны вещи. Определяющей тенденцией содержания служит тенденция изменчивости. Определяющая же тенденция формы — тенденция устойчивости.

Метафизики, как правило, отрывали содержание и форму друг от друга. Идеалисты, обычно сохраняя метафизический разрыв формы и содержания, либо отрицали объективный характер этих категорий, либо объявляли форму чем-то сугубо идеальным, возвышающимся над земными предметами и порождающим их.

Форма обладает определенной самостоятельностью, относительной независимостью от содержания, оказывает на него активное воздействие. Такое воздействие может быть двух видов. 1.форма может ускорять развитие содержания. 2.форма может замедлять его развитие. Наличие этих видов воздействия вызывается тем, что форме присуща тенденция устойчивости, а содержанию — изменчивости.

Так как форма способствует развитию содержания лишь тогда, когда она ему соответствует, то, желая ускорить развитие того или иного объекта, необходимо внимательно следить за взаимоотношением развивающегося содержания и остающейся относительно неизменной формой и по мере возникновения несоответствия между ними вмешиваться в объективный ход событий и вносить в форму необходимые изменения, приводящие ее в соответствие с развившимся содержанием и обеспечивающие его беспрепятственное дальнейшее развитие.

2. Общая характеристика философии экзистенциализма и ее представители.

Экзистенциализм как философское направление сформировался в 20-е годы XX в. Традиционно к экзистенциализму как философскому направлению, разделяющему общие теоретико-методологические установки, принято относить К. Ясперса, М. Хайдеггера, Г. Марселя, Ж. П. Сартра, А. Камю.

Различают экзистенциально-ориентированные философские учения и собственно экзистенциалистскую философию или экзистенциализм. К первым относятся все философские учения, в которых акцент сделан на проблеме человека и его существования. Выявление же специфической программы экзистенциализма связано с появлением в 1927 г. работы М. Хайдеггера (1889—1976) «Бытие и время».

Принято различать религиозный (Л. Шестов, Н. А. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель) и так называемый атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) экзистенциализм. Кроме того, различают национальные формы экзистенциализма — немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс), французский экзистенциализм (Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю), испанский экзистенциализм (М. де Унамуно) и др.

Общим для всех экзистенциалистов является трактовка «здесь - бытие», только через человека осуществляется полнота бытия. Человек лишен какой-либо данной природы, задача человека—стать подлинным человеком посредством вопрошания о смысле бытия, посредством эмоционального переживания своей связи с миром.

По мнению экзистенциалистов философия является не наукой, а способом переживания индивидом своего собственного существования в его подлинности.

При этом подлинность человеческого бытия обнаруживает себя не в опыте повседневной жизни, а в пограничных ситуациях — ситуациях болезни, вины, катастрофы, смерти. Человек должен перестать искать в истории свое предназначение и оправдание, свобода человека понимается при этом как абсолютная внутренняя свобода выбора.

Экзистенциализм как философское направление в центр своего исследования поставил индивидуальные жизненные вопросы — вины и ответственности, решения и выбора, отношения к своему призванию и смерти, подлинности и не подлинности существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: