Билет № 11. 1. Правильно ли утверждение, что философская система Гегеля ставит границы развитию, а его метод утверждает

1. Правильно ли утверждение, что философская система Гегеля ставит границы развитию, а его метод утверждает, что развитие не имеет предела?

Да; нет.

2. Можно ли теоретическим путем доказать объективную истинность нашего знания?

Да; нет.

3. Выделите исторические формы диалектики.

Стихийная; метафизическая; антропологическая; субъективная; объективная.

4. Перечислите основные формы движения материи?

__ Механическая, Физическая, Биологическая, Социальная, Химическая.

5. Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?

Закон тождества; закон единства и борьбы противоположностей; закон противоречия.

1. Основные недостатки агностицизма догматизма и релятивизма.

Агностицизм (непознаваемый) — учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достовернее знание о них.

Юм и Кант. Юм считал, что человек имеет дело только со своими собственными ощущениями; фактами субъективного опыта, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он. Кант хотя и признал объективное существование вещей самих по себе, по сущность их считал непознаваемыми, полагая, что вещи сама по себе не даны ни в каком опыте «Вещь в себе». По его мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления. При этом то, как вещи являются нам, как мы видим их, определяется, по Канту, не свойствами самих вещей, а особенностями форм познания. Современные агностики, по сути дела, стремятся лишить философию ее права исследовать и познавать своими средствами сущность, общие закономерности мира и его явлений с их совокупности, а науку—ее права на выдвижение гипотез, па разработку теорий, идущих дальше внешних фактов, проникающих в глубь вещей. Агностицизм абсолютизирует, чрезмерно раздувает тот факт, что человек не обладает полным, завершенным знанием мира, что его знания на той или иной ступени их развития. В основе агностицизма лежит также отрицание связи между сущностью и явлением. Отправляясь от того факта, что сущность предмета не лежит на поверхности, не совпадает с явлением, агностицизм вырывает непроходимую пропасть между ними. Самое решительное опровержение агностицизма дает практическая деятельность людей.

Догматизм (мнение, положение, решение) — неизменный, игнорирующий конкретные условия места и времени подход к тем или иным проблемам, оперирование догмами. Догмами называют абстрактные, оторванные от жизни положения, которые принимаются за непререкаемую истину и считаются достаточной основой для осуждения и прямого опровержения положений, противоречащих им.

Характерная черта догматизма — слепая вера в авторитеты, защита устаревших или недоказанных положений. Догматизм характерен для всякой религии. В философии он выступает как выражение недиалектического (метафизического) мышления. Догматизм препятствует развитию научной мысли, связывая ум и руки ученого, сковывая его творчество. В таких случаях догматизм приносит и политический и экономический вред, догматизм внутри революционного рабочего движения — это отказ от сути марксизма-ленинизма.

Релятивизм — направление в теории, познания, отрицающее воэможяость познания объективного мира в силу субъективности, относительности человеческого знания.

Релятивизм исходит из того факта, что человек на той или иной ступени своего развития не может получить исчерпывающее и абсолютно верное знание как обо всей действительности в целом, так и о конкретном предмете исследования, что в каждый данный момент наши знания не являются завершенными.

Он совершенно отрицает объективность познания, наличие в нем положений, отражающих реальные свойства и закономерности действительности.

2. Причина и следствие.

Взаимосвязь количественных и качественных изменений отражается в категориях «причина» и «следствие».

Представители метафизического материализма причиной считают вещь, порождающую другую вещь, а следствием — вещь, порожденную, обусловленную. Получается, что причина вещи находится не в ней самой Изменения же, возникающие во взаимодействующих вещах, элементах, будут составлять следствие.

Согласно диалектическому материализму, причиной является не одностороннее воздействие какого-либо тела на другое тело, а взаимодействие минимум двух элементов, входящих в материальное образование, или самих материальных образований.

Представители идеализма, как правило, отрицают, объективное существование

причинно-следственных связей, рассматривая их или как субъективные переживания индивида, или как субъективную форму восприятия явления, или как метод объяснения, которому в объективной действительности ничего не соответствует.

Причинность существует объективно, вне и независимо от человеческого сознания, и представляет собой всеобщую форму бытия, она охватывает все явления действительности, каждое из них имеет причину своего возникновения.

Важной характеристикой причинно-следственной связи является временная последовательность: причина всегда во времени наступает раньше следствия

Для причинности характерно не простое появление следствия после причины, а его порождение причиной. Следствие представляет собой изменения, возникающие в результате взаимодействия соответствующих образований, осуществляется переход от одного качественного состояния к другому.

Верно, что последовательность причины и следствия можно объяснить и не используя необходимого характера их связи, но из этого вовсе не следует, что указанная связь не является необходимой.

Причины, без которых следствие не может наступить, являются основными. Причины же, отсутствие которых не исключает появления следствия, называются не основными, или второстепенными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: