Фрейд З.: «Вы действительно думаете, что кучке бессовестных карьеристов и соблазнителей удалось бы сделать столько зла, если бы миллионы идущих за вожаками не были соучастниками преступления?»
Деборин А.: «Вождь партии или определенного идейного направления ничего общего не имеет ни с первобытным отцом, ни с господином, ибо его "власть" покоится не на насилии, а на убеждении и на общности взглядов, выразителем и представителем которых он является».
Рейснер М.: «С одной стороны, в известных общественных кругах революционное внушение дает своего рода освобождение первобытных дикарских инстинктов и варварства, лежащих в глубине подсознания, но, с другой стороны, поскольку оно отвечает новому опыту, накопленному в том же подсознании, оно дает возможность инстинктивному и творческому нахождению новых идей, которые затем и ложатся в основу новых жизненных форм».
Залкинд А.: «...самая страшная болезнь партии — одиночество, одичание партийцев».
Контрольные вопросы
|
|
1. Почему многие русские ученые отреклись от психоанализа?
2. Какие стратегии выживания ученых использовались в России 30-х годов?
3. Какова связь между Эдиповым комплексом и образом «отца народов»?
4. Почему психоанализ оказался несовместимым с репрессивной политической культурой?
5. К чему привело запрещение психоанализа в России?
Литература
1. Залкинд А. Б. О язвах РКП (схематическая, частичная попытка социально-биологического анализа отрицательных сторон партии) // Вопросы философии. — 1991. — № 7.
2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.
3. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.
4. Пружинина А.А., Пружинии Б.И. Из истории отечественного психоанализа (историко-методологический очерк) // Вопросы философии. - 1991. - № 7.
5. Репрессированная наука/Под общей редакцией М.Г. Ярошевского. — Л., 1991.
Тема 13 Россия глазами психоаналитика
Психоаналитическое видение человеческой цивилизации. Социально-экономическое развитие общества, культура и психика человека.
Отношение Фрейда к трагическим событиям в России. Его оценка революционных преобразований.
Социальные реформы и перспективы устранения противоречий между человеком и культурой. Небывалый эксперимент в стране между Европой и Азией.
Двойственное отношение Фрейда к социально-экономическому и культурному эксперименту в России. Надежда на лучшее будущее России и сомнения в позитивных результатах эксперимента.
Несостоятельность насильственного устранения религии из сознания людей. Негативные последствия запрета на инакомыслие. Идеализация человеческой природы.
Иллюзии обеспечения возможного равенства между людьми. Частная собственность и эгоистические интересы. Психологические последствия ограничения влечений к получению удовольствия.