Фрейд З.: «В своем осуществлении в русском большевизме теоретический марксизм нашел энергию, законченность и исключительность мировоззрения, но одновременно и зловещее подобие тому, против чего он борется. Будучи первоначально сам частью науки, опираясь в своем осуществлении на науку и технику, он создал, однако, запрет на мышление, который так же неумолим, как в свое время в религии. Критические исследования марксистской теории запрещены, сомнения в ее правильности караются так же, как когда-то еретичество каралось католической церковью. Произведения Маркса как источник откровения заняли место Библии и Корана, хотя они не менее свободны от противоречий и темных мест, чем эти более древние священные книги».
«Намерение насильственно и одним ударом опрокинуть религию, несомненно, абсурдное предприятие. Прежде всего потому, что оно бесперспективно».
«Коммунисты веруют в то, что ими найден путь к освобождению от зла. Человек однозначно добр и желает блага ближнему, но его природу испортила частная собственность. <...> С отменой частной собственности все блага земные сделаются общими, все люди станут наслаждаться ими, а потому исчезнут зло и вражда меж людьми. <...> В мои задачи не входит экономическая критика коммунистической системы, я не в состоянии исследовать здесь вопрос: послужит ли отмена частной собственности достижению этой цели и какая от этого польза. Но ее психологические предпосылки я не могу не признать безудержной иллюзией».
|
|
«Нет ничего непостижимого в том, что германская мечта о мировом господстве дополняется антисемитизмом, и вполне понятно, почему попытка соорудить новую коммунистическую культуру в России находит свое психологическое подтверждение в преследовании буржуазии. С тревогой задаешь себе вопрос: что предпримут Советы, когда истребят всех буржуев?»
«Того, кто в юности испытал нужду и нищету, безразличие и высокомерие имущих, не заподозришь в том, что он лишен понимания и благожелательности вести борьбу за имущественное равенство и за все то, что из него следует. Но если эту борьбу оправдывают абстрактным требованием справедливости в силу равенства всех людей, то здесь напрашиваются возражения. Природа в высшей степени неравномерно одарила людей телесными и духовными способностями и установила этим такое неравенство, против которого нет никаких средств».
Контрольные вопросы
1. С каких позиций Фрейд критиковал марксизм?
2. Как относился Фрейд к социально-экономическому и культурному эксперименту в России?
3. Почему Фрейд считал абсурдным насильственное устранение религии?
|
|
4. В чем Фрейд усматривал идеализацию человеческой природы со стороны коммунистов?
5. Каково было отношение Фрейда к устранению частной собственности и установлению равенства между людьми в России?
Литература
1. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.
2. Фрейд З. О мировоззрении // Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989.
Тема 14 Возрождение психоанализа в России
Социально-экономические, политические и культурные изменения в России во второй половине 80-х гг. Гласность и демократизация. Переосмысление ценностей жизни.
Возвращение Фрейда в Россию. Переиздание работ Фрейда. Публикация психоаналитической литературы.
Возникновение российских психоаналитических ассоциаций и обществ. Психоаналитические журналы: «Российский психоаналитический вестник», «Архетип», «Психоаналитический вестник». Центры психоаналитического обучения.
Зарубежные психоаналитики в России. Лекции и разбор клинических случаев. Оценки перспектив развития психоанализа в России со стороны зарубежных ученых.
Международные конференции по психоанализу в России. Интерес к психоаналитическому учению Фрейда.
Указ Президента России «О возрождении и развитии психоанализа» (№ 1044 от 19.07.96 г.). Федеральная государственная программа возрождения философского, прикладного и клинического психоанализа
Современное состояние психоанализа в России. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции. Дилетантство и профессионализм
Психоаналитическая идентичность. Национальная самодостаточность или зарубежный опыт. Челночный анализ: за и против.