Лекция 7. Методы менеджмента
♦ сущность и классификация методов управления
♦ экономические методы и их реализация
♦ организационно-распорядительные методы
♦ социально-психологические методы
Сущность и классификация методов управления
Управление осуществляется разнообразными методами, которые позволяют организовать выполнение функций и процедур менеджмента.
Метод (от греч. methodos) – это способ достижения какой-либо цели. Методы управления– это приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления для достижения целей. Методы управления – это система правил и процедур выполнения задач управления для выработки рациональных управленческих решений.
Поскольку воздействие менеджера на персонал организации опосредовано мотивацией, также методы управления – это способы создания мотивов к труду.
Методы менеджмента вносят упорядоченность, обоснованность, организованность в построение системы управления.
Через методы реализуются основные функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
|
|
В практике управления одновременно применяют различные методы. Методы управления классифицируют по следующим признакам:
1. характер воздействия на объект управления на: экономические (материальные), организационно-распорядительные (административно-правовые), социально-психологические (похвала, благодарность, уважение);
2. способ мотивации объекта управления: материальные, властные, социально-психологические;
3. форма воздействия: прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные);
4. масштаб использования: общие (основные) и частные (конкретные) методы;
5. источники управляющего воздействия: централизованные, децентрализованные;
6. продолжительности воздействия: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;
7. способ выработки управляющего воздействия: единоличные, коллегиальные, коллективные.
Все методы органически дополняют друг друга и находятся в динамическом равновесии.
Современный менеджер должен использовать систему методов управления. Система методов управления – это совокупность приемов управления в соотношении, которое позволяет эффективно достигать цели. Для достижения одинаковой цели в различных управленческих ситуациях состав и характер методов может различаться. Система методов управления характеризуется тремя показателями:
1. направленность – означает ориентированность на объект управления: группа, отдел, подразделение, организация;
2. содержание – выражает специфику приемов и способов воздействия;
3. организационная форма – отражает форму воздействия – прямое воздействие (приказ, просьба) и косвенное воздействие – создание стимулирующих условий.