Социально-психологические методы управления

Особое место в системе методов управления занимают социально-психологические методы. Социально-психологические методы – это совокупность специфических способов воздействия на:

1. межличностные отношения и связи в трудовых коллективах,

2. социальные процессы,

3. моральные и психологические интересы работников.

Социально-психологические методы:

1. основываются на создании моральных стимулов к труду,

2. воздействуют на личность психологическими приемами в целях превращения экономических и административных норм в долг и внутреннюю потребность работника.

Социально-психологические методы реализуются в форме социального развития, морального стимулирования, развития личности и формирования благоприятного климата и др.

Данная группа методов позволяет воздействовать на человеческие ресурсы экономичными способами без крупных финансовых вложений.

Это обеспечивает достижение экономической эффективности за счет:

1. активизации личностного потенциала,

2. установления продуктивных коммуникаций,

3. рационального конструирования поведения личности,

4. оптимальных форм: лидерства, власти, влияния, гармоничного персонального развития,

5. регулирования стрессов, конфликтов, формирования продуктивной организационной культуры.

Социально-психологические методы управления включают арсенал способов и приемов, которые разработаны:

1. социальной и управленческой психологией,

2. психологией личности,

3. социологией и психологией труда,

4. педагогикой и другими науками о человеке и межличностных отношениях.

Исследования свидетельствуют о том, что успех деятельности хозяйственного руководителя зависит на 85% от умения работать с людьми и на 15% – от его профессиональных знаний.

Социологи утверждают, что производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или в несколько раз уменьшиться от: настроения, желания человека работать и морально-психологической обстановки в коллективе.

Главная цель применения этих методов – это формирование в коллективе благоприятного социально-психологического климата, а также инновационного типа организационной культуры.

Совокупность приемов социально-психологического воздействия разнообразна, их структура приведена на рис. 7.3.

Социальные методы – на их основе осуществляется управление социальными процессами и отношениями в трудовых коллективах и между ними. Объектом данной группы методов являются группы работников и трудовой коллектив в целом. Цель методов – управление формированием и развитием трудового коллектива. Социальные методы управления включают:

1. методы управления групповыми явлениями и процессами: методы повышения социальной активности, социальное регулирование, социальное нормирование, моральное стимулирование, социальное планирование;

2. методы управления индивидуально-личностным поведением: управление ролевым поведением, внушение, личный пример и создание ориентирующих условий.

Психологические методы – помогают осуществлять управление поведением индивида и межличностными отношениями в коллективе.

Объект методов – это индивид, цель– управление психической деятельностью работника для регулирования его поведения и взаимодействия в коллективе.

Рис. 7.3. Социально-психологические методы управления

Психологические приемыуправления подразделяются на следующие группы:

1. психологическое побуждение к деятельности;

2. гуманизация трудовых отношений;

3. формирование и развитие рабочих групп и коллектива;

4. профессиональный отбор и обучение.

В практическом менеджменте различные методы следует применять комплексно. Комплексность – это ситуационное определение той или иной группы методов в качестве приоритетной.

От применяемых менеджером методов зависит от эффективности управления и конечного результата работы организации в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: