Происхождение мира и богов

Тема 10

Бытие

План занятия:

1.Философский смысл понятия бытие.

2.Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.

3.Единство и многообразие мира.

4.Понятие материя. Субстанция и ее самоорганизация.

5.Понятие материального и идеального.

6.Движение – атрибут материи.

7. Пространство и время – формы бытия материи.

Задание для «Книги Идей»:

Прочтите главу «Бытие и материя»

1. Выпишите, чем отличается философское представление о происхождении мира от мифологического? Зарисуйте своепредставление, возникшее при чтении текста:

Происхождение мира и богов

( изложено Н.А.Куном по поэме Гесиода «Теогония»)

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли – Гея.

Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Уран, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран – Небо воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Аврору. От Астрея и Авроры произошли все звезды, которые горят на темном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Керр – уничтожение, Гипноса – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления, - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастие внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую он обрек своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. На острове Крит, в глубокой пещере родился Зевс. Когда он вырос и возмужал, восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Прекрасные и светлые, они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром».

2. Выпишите определения из словаря и проиллюстрируйте следующие термины: бытие, Ничто, Нечто, Субстанция, субстрат, сущее, существование, сущность. Выполните с тремя из этих понятий упражнение РТВ.

3. Прочтите современную притчу «Диалог верующего и неверующего младенцев». Переложение какого знаменитого философского спора здесь отражено, проведите аналогию:

«В животе беременной женщины разговаривают двое младенцев. Один из них – верующий, другой – неверующий.

Неверующий младенец: Ты веришь в жизнь после родов?

Верующий младенец: Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждет потом.

Неверующий младенец: Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?

Верующий младенец: Я не знаю все детали, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом.

Неверующий младенец: Какая ерунда! Невозможно же самим ходить и есть ртом! Это вообще смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Знаешь, я хочу сказать тебе: невозможно, чтобы существовала жизнь после родов, потому что наша жизнь – пуповина – и так уже слишком коротка.

Верующий младенец: Я уверен, что это возможно. Все будет просто немного по-другому. Это можно себе представить.

Неверующий младенец: Но ведь оттуда ещё никто никогда не возвращался! Жизнь просто заканчивается родами. И вообще, жизнь – это одно большое страдание в темноте.

Верующий младенец: Нет, нет! Я точно не знаю, как будет выглядеть наша жизнь после родов, но в любом случае, мы увидим маму, и она позаботится о нас.

Неверующий младенец: Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?

Верующий младенец: Она везде вокруг нас, мы в ней пребываем и благодаря ей движемся и живем, без нее мы просто не можем существовать.

Неверующий младенец: Полная ерунда! Я не видел никакой мамы, и поэтому очевидно, что ее просто нет.

Верующий младенец: Не могу с тобой согласиться. Ведь иногда, когда все вокруг затихает, можно услышать, как она поет, и почувствовать, как она гладит наш мир. Я твердо верю, что наша настоящая жизнь начнется только после родов. А ты? "

3. Сформулируйте понятие материи. Объясните суждение «материя как таковая не существует». Нарисуйте Ваше представление Материи.

4. Что такое движение? Выполните с этим понятием упражнение РТВ.

5. Объясните тезис «Взаимодействие – причина самодвижения материи».

6. Каким образом категории Пространство и Время описывают прерывность и непрерывность материи?Выполните упражнение РТВ, которое отобразит ваше понимание этих связей.

7. Разработайте графические символы движения, пространства и времени.

8. Объясните и проиллюстрируйте одну из легендарных апорий Зенона.

«Ахиллес и черепаха».

Ахиллес никогда не догонит черепаху, потому что он должен сначала добраться до места, которое черепаха уже покинула. Пока он это сделает, черепаха уже продвинется немного вперед. Ахиллес должен опять наверстать это расстояние, и черепаха вновь опередит его. Он будет приближаться все время, но никогда ее не догонит.

«Стрела».

Стрела, которая летит, находится в неподвижности, покое. Ибо если каждая вещь находится в покое, когда она занимает пространство, равное ей самой, и если то, что летит, занимает всегда, в каждый момент, пространство, равное ему самому, оно не может двигаться».

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1.Что включается и что не включается в понятие «бытие»? Существуют ли более широкие и сопоставимые с ним понятия?

2.Какие человеческие проблемы описывает и объясняет категория Бытие?

3.Почему мы мыслим бытие как абсолютное понятие, а небытие как относительное?

4.Какие гарантии сохранения мира как стабильного целого существуют в мифологическом и религиозном мировоззрении?

5.Философ Анаксимандр решил, что первоначало мира – это Безграничность. Сохранилось его странное высказывание: «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время». Попробуйте истолковать эти слова, помня, что мир произошел из Безграничности.

6.В чем различие в понимании Бытия в философии античности, средневековья, Нового времени? Какое влияние оказала проблема Бытия на судьбу европейской культуры?

7.Как Вы думаете, в чем заключается проблема Единства и Многообразия мира в европейской философии?

8.Чем отличается понимание Анаксимандром в качестве первоначала Апейрона от Воли Божьей?

9.Каким образом вопрос о первопричинах мироздания преодолевает страх перед многообразием мира?

10.Что такое «чистое бытие» Парменида? Чем оно отличается от религиозной Божьей воли?

11.Каким образом вопрос о бытии, поставленный в античности, предрешил судьбу западного мира?

12.Кто ввел понятие «метафизика»? Какой круг вопросов оно охватывает?

13.Какие аргументы привел Аристотель против отождествления первоначал с вещественными элементами?

14.Для чего вводится тезис «Из ничего не возникает ничего»?

15.Каким образом средневековая теология отрицает вечность материи?

16.Как вы понимаете утверждение Мирандолы «Бог есть всё, он есть всё наилучшим и совершеннейшим образом. Этого бы не было, если бы он не заключал в себе совершенство всех вещей и не отвергал в них то, что есть в вещах несовершенного»?

17.Из каких идейных предпосылок, на ваш взгляд, вытекает тезис Джордано Бруно о бесконечности Вселенной?

18.В чем заключается субъективация бытия Декартом?

19.Какие доводы приводит субъективный идеализм, объявляя человеческое сознание первопричиной всего сущего?

20.В чем заключается механистичность отождествления природы и бытия в материализме 17 – 18 веков?

21.В чем Вы видите недостатки рационалистической философии «человекобожества», идущей от эпохи Просвещения?

22.Как Вы объясните парадокс, что философия «человекобожества» привела к «разрыву с человеческой стороной бытия»?

23.В чем различие между физическим и философским понятием: материя и движение?

24.Чем именно в Вашем представлении обеспечивается единство мира?

25.Каково основное содержание ленинского определения материи?

26.Каким образом в диалектическом материализме сознание является вторичным по отношению к материи? Как это связано с позицией науки?

27.Как понятие субстанции может объяснить материальное происхождение всех вещей и явлений, в том числе нематериальных?

28.В чем привлекательность дуализма?

29.Как категория движения объясняет многообразие мира в его материальном единстве?

30.Как скрытые изменения сохраняют качества предметов неизменными для наблюдателя?

31.Почему материя находится в самодвижении, каковы причины того, что изменения являются ее неотъемлемым свойством?

32.Почему именно взаимодействие проявляет содержание бытия материальных объектов? В чем противоречие определенности объекта во взаимодействии?

33.Как объяснить движение как единство прерывности и непрерывности?

34.Можно ли представить себе покой абсолютным, а движение – относительным?

35.Как категория пространства объясняет дискретность материи?

36.Как категория пространства объясняет многообразие мира?

37.Как категория времени объясняет непрерывность материи?

38.Может ли существовать материя без пространства и времени? Могут ли существовать пространство и время как самостоятельные субстанции, в отрыве от материи?

39.Всеобщие формы существования распространяются, по определению, на все феномены действительности. Пространство и время – суть всеобщие формы существования. Как они распространяются друг на друга?

40.Приведите аргументы в защиту каждого из положений: А. Мир трехмерен не сам по себе, а потому что в нас существуют априорные формы восприятия мира только как трехмерного. Б. Мы воспринимаем мир трехмерным, потому что он таков сам по себе.

41.Аргументами в защиту какого тезиса являются следующие физические факты: «1). Устойчивые системы, состоящие из двух тел (например, устойчивая система Солнце-Земля), могут существовать только в мире с трехмерным пространством. 2). Только в трехмерном пространстве могут образовываться устойчивые электронные оболочки вокруг атомного ядра, т.е. могут существовать атомы, а следовательно, микро-, макро- и мегамир. 3). Трехмерность пространства является наименьшей возможной размерностью, в которой не происходит гравитационный коллапс для модели квантовой электродинамики».

42.Каковы косвенные пути обоснования объективного существования многомерных миров?

43.Почему людям не дано увидеть миры с иными измерениями, даже если будет обосновано их существование?

44.Почему свидетельства людей, переживших клиническую смерть, не являются доказательствами существования загробного мира?

45.Какое преимущество дает общая особенность биологического пространства (ассиметрия «правого» и «левого» в группировке атомов живых организмов) для выживания?

46. В чём особенность временной структуры живых организмов?

47. Что такое опережающее отражение?

48. В чём специфика физиологического времени организмов?

49. Чем отличаются пространственные социальные структуры (орошаемые земли, пастбища, искусственные водоемы, поселки, города с их архитектурой и т.д.) от неосвоенных человеком пространств природы?

50. Каковы аргументы науки против существования святых мест, где совершаются чудеса?

51. Чем обусловлено ускорение и замедление социального времени?

Таблицы и схемы:

Формы бытия (по Седовой)

Бытие

Материальное бытие Идеальное бытие

Бытие человека

«Первая» «Вторая»

природа природа Субъективный дух Объективный дух

Социальное бытие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: