Мир | Неизвестное |
Ошибочное | |
Синтез знаний о природе и социальной действительности |
Общая
картина мира
Определение | Сущность | Виды | ||
Все сущее | Способ формирования мировоззрения | Первая картина мира – выдвинута в рамках древней философии | ||
Противоположность войне | Связующее звено между взглядами на мир и научной теории | Всенаучная картина мира – существует в рамках разных религий | ||
Отношения между государствами | Показатель духовной зрелости общества, цивилизации | Новая картина мира – в 20 веке на основе квантовой механики, общей и специальной теории относительности | ||
Происхождение термина | Свойство | Естественно научная картина мира – совокупность естественных наук | ||
Образовано от индоевропейской основы «ми». Родственное слово - милосердие | Постоянное развитие | Социально - историческая картина мира – совокупность общественных наук | ||
Соответствие в русском языке | Элементы | |||
«взгода» - мир, милость | Концептуальный | |||
Чувственно - образный |
Уровни материального (по Романову)
|
|
Системы галактик |
Галактики |
Планетные системы |
Планеты |
Микротела | Живая природа | Биосфера |
Молекулы | Биоценозы | |
Атомы | Популяции | |
Элементарные частицы, физический вакуум | Многоклеточные организмы | |
Одноклеточные организмы |
Ткани
Доклеточный уровень(ДНК, РНК) |
Понятие материи в философии (по Романову)
Анри Бергсон(1859-1941): «Материя для нас – совокупность образов». Под «образом» же мы понимаем определенный вид сущего, который есть нечто большее, чем то, что идеалист называет представлением, но меньше, чем то, что реалист называет вещью. | Всеобщие формы бытия материи: пространство и время. Всеобщий атрибут-движение. Универсальные свойства: несотворимость и неуничтожаемость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость структуры, детерминированность всех явлений. Высшая форма: абстрактное мышление. | |
В.И.Ленин(1870-1924): «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его» | ||
Г.В.Ф.Гегель(1770-1831): «Чистое созерцание, перешедшее из своей непосредственности к в-себе-и-для-себя-бытию, иначе говоря, наполненное пространство и время и есть материя» | ||
Николай Кузанский(1401-1464): «Материя есть ни нечто, ни ничто, ни одно, ни множество, ни это, ни то, ни сущность, ни качество, но возможность ко всему и ничего актуально» | ||
Сенека(ок. 4-65): «Материя…нечто, из чего состоит предмет» |
Формы материи (по Седовой)
|
|
Сущность понимания материи | Основные формы существования материи |
Древний мир: материя как конкретное вещество(огонь, воздух,вода) | Движение как способ существования материи |
16-19 вв. Материя как свойство(протяженность, масса,непроницаемость) | Пространство и формы, как формы существования материи |
Материя как отношение(философское понятие для обозначения объективной реальности, независимой от субъективной реальности) | Материальное единство мира. Движение как изменение в пространстве и времени |
Свойства: всеобщность, объективность, неуничтожаемость, неисчерпаемость, структурность. |
Структура материи (по Седовой)
вещество поле
микротела макратела электромагнитное гравитационное
Мегатела система мегател ядерное электронное
Формы движения (по Седовой)
Движение – изменение объектов, их свойств и отношений |
Материальное | Духовное | |
Материальные процессы | Идеальные процессы |
Механическая форма | Интеллектуальное изменение рассудка и разума | |
Физическая форма | ||
Химическая форма | Эмоциональное изменение чувств | |
Биологическая форма | ||
Волевое формирование решимости к действию | ||
Социальная форма |
Материальное и идеальное (по Романову)
Идеальное может воплощаться в предметах культуры |
Идея материального | Материя идеального | |
Обозначение объективной реальности(родственные понятия-материал, материк, матерый) | Способ бытия объекта, представленный в сознании и жизнедеятельности субъекта(родственные понятия-идеал, идеология, идеалист, идефикс) | |
Бесконечное множество существующих в мире объектов | Истолкование Прообраз всех вещей | |
Истолкование Грубая сотворенная телесность | Деятельность мирового духа(абсолютного духа) | |
Первая субстанция | Особая субстанция | |
Субстрат любых свойств, связей, отношений окружающего мира | Непосредственная данность сознания |
Идеальное имеет материальную основу |
Высшая форма – идея(воплощенная и невоплощенная) |
Развитие представлений о действительности (по Романову)
Актуально наличное бытие, реализующее определенную Фейербахом: чувственная
Историческую возможность данность, которая придает
мышлению интересность
Гегель: одна из ступеней познания абсолютного духа
Кант: материальное условие опыта, обеспечивающее связь
связь вещи с восприятием
Фихте: воплощение деятельности разума
Ламетри: совокупность материальных тел в пространстве и времени
Фома Аквинский: единство сущности и существования, внутреннего и внешнего, потенции и акта
Альберт Великий: бытие идеальных объектов
Аристотель: актуализация в действии некоторых потенций
Платон: мир идеальных сущностей Включает: материальные
Демокрит: мир об истине объекты, ценности культуры, знания,
духовные акты.
Развитие представлений о бытие (по Романову)
Свыше 2500 лет в трудах ученых упоминается, подразумевается,
описывается, объясняется понятие бытия.
Шелер: Бытие- осмысление эмоционально- духовных актов
Дильтей: бытие – цельность жизни
Гегель: бытие – первая ступень восхождения духа к самому себе
Фихте: бытие – свободная, чистая деятельность «Я»
Средневековые философы: истинное бытие имеет божественную природу
Аристотель: существуют разные уровни бытия
Аристотель: актуализация в действии некоторых потенций
Платон: противопоставлял чувственное бытие чистым идеям (истинному бытию)
Досократики: противопоставляли бытие небытию, (бытие по знанию и бытие по мнению)
Большинство мыслителей интересовались
проблемами бытия
Ничто – отрицание бытия (по Романову)
Сартр: проявление абсурдности человеческого бытия |
Ницше: несостоятельность традиций и идеалов современного западного общества |
Гегель: противоположность бытию, которое в единстве с ним – становление. Переход от ничто к бытию- возникновение. Переход от бытия в ничто- прехождение |
Я. Беме: Бог в себе |
Эриугена: приближение в мыслях к Богу, отбрасывание определённости |
Августин: процесс сотворения мира из ничего |
Плотин: недостаток бытия, источник зла |
Горгий: оборотная сторона бытия |
Демокрит: учение о пустоте |
Дух и бытие (по Романову)
|
|
Бытие | Первичный смысл | Первичный смысл | Дух | |||
Расти, пухнуть, произрастать | Дыхание, воздух | |||||
Вторичный смысл | Вторичный смысл | |||||
Вторичный смысл | Невещественное начало |
Представления на обыденном уровне | Представления на обыденном уровне | |
Быль, былинка, буйность, забытье, убыток, бытность | Дыхание, отдых, отдушина, подушка,душеприказчик |
Представления на теоретическом уровне | Представления на теоретическом уровне | |
Событие, небытие, инобытие. | Душа, духовность, духовиденье, одухотворенность |
Связь с предметно-практической деятельностью | Наглядно-чувственный характер | Выражение процесса, а не результата |
Философское представление о субстанции (по Аблееву)
Монизм
(одна субстанция)
Дуализм (две сустанции) Материальная субстанция, Духовная субстанция (Декарт)
Плюрализм субстанций(множество) например: монады (Лейбниц)
Концепции пространства-времени (по Аблееву)
Концепции пространства-времени