В литературе, посвященной Я-концепции, можно найти два ее развернутых определения. Первое определение принадлежит К. Роджерсу (1951). Он утверждает, что Я-концепция складывается:
— из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида;
— представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром;
— ценностных представлений, связанных с объектами и действиями;
— представлений о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, мы видим, что Я-концепция — это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида. В эту структуру входит как собственно Я, так и отношения, в которые Я может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я — в прошлом, настоящем и будущем.
Во втором определении, принадлежащем Стейнсу (1954), Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает:
— оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя;
— представления о том, как он выглядит в глазах других людей. На основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.
Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам:
1) основополагающим подходам Джемса;
2) символическому интеракционизму в работах Кули и Мида;
3) представлениям об идентичности, развитым Эриксоном;
4) феноменологической психологии в работах Роджерса.