Из разговора двух

Колесникова Г.И.

К60 Психологический практикум по консультированию: учеб, пособие / Г.И. Колесникова, Е.С. Берковченко, А.В. Волочай. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 318 с. — (Высшее образование).

ISBN 978-5-222-11902-0

Учебное пособие содержит новейшую научно-теоретическую и научно-практическую информацию. Предназначено для студен­тов высших учебных заведений, обучающихся по специально­стям: 030301 «Психология», 050706 «Педагогика и психология», 440101 «Социальная работа», 040104 «Организация работы с мо­лодежью».

Данная информация также может быть полезна специалистам помогающих профессий: медикам, психологам, педагогам, социологам.

Наличие в приложении учебно-тематического плана, методи­ческих указаний к проведению практических занятий, тем конт­рольных работ, вопросов к экзамену, экзаменационных билетов и практических заданий к Ним 'делает его интересным для преподавателей данной дисциплины.

ISBN 978-5-222-11902-0 УДК 159.9(075.8)

ББК 88.4я73

© Колесникова Г.И., Берковченко Е.С.,

Волочай А.В., 2007 © Оформление: изд-во «Феникс», 2007

ВВЕДЕНИЕ

Ставьте разумные цели, — сказал он.

Смейте мечтать, — ответила она.

Из разговора двух...

Данное учебное пособие представляет собой систематиче­ское изложение основных вопросов по теории и практике психологического консультирования.

Своевременное обнаружение и разрешение психологиче­ских проблем имеет большое значение как для общего эмоци­онального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психосоматических нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стра­не создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры. Соответственно, достаточно остро стоит вопрос о необходимости комплексной подготовки специалистов данного профиля.

«Психологический практикум по консультированию» яв­ляется профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки практических психологов. В результате изучения данной дисциплины предполагается, что студенты овладевают следующими знаниями: основные понятия и термины кур­са; этапы психологического консультирования; взаимосвязь процедур и техник в соотнесении с этапами консультативно­го процесса; специфика психодиагностики в процессе психо­логического консультирования; особенности организации ра­боты психологической консультации; виды влияния и его применение в рамках психологического консультирования, а также приобретают практические навыки по оказанию консультативной психологической помощи клиентам и их семьям.

В данном практикуме соединены последовательное и дос­тупное изложение теоретических сведений о сущности кон­сультативного процесса, его специфики с практическими техниками, советами и рекомендациями по организациии и ведению сессии:

Опыт консультативной практики послужил основой дай­ной работы, в которой выделены несколько групп вопросов, соответствующих главам пособия.

В первой главе «Специфика психологического консультиро­вания» рассмотрены особенности психологического консультирования: определение, отличие психологического консульти­рования от других видов психологической помощи, способы подготовки специалистов данного направления, личностные качества, необходимые консультанту.

Во второй главе «Психологическая консультация как орга­низационная структура» 'Дан материал, посвященный общим вопросам организации работы психологической консультации, организации индивидуальной работы консультанта, распре­делению обязанностей между работниками психологической консультации, а также взаимодействию психолога-консуль­танта со специалистами смежных профессий (педагоги, вра­чи, социальные работники, представители правоохранитель­ных органов).

В третьей главе дано подробное описание этапов психоло­гического консультирования, выделены составляющие эле­менты,.способствующие эффективности психологического процесса. В четвертой главе рассмотрены этапы в соотнесе­нии с процедурами и техниками консультативного процесса.

В главе «Особенности психодиагностики в процессе консуль­тирования» приведены критерии подбора тестового материа­ла в соотнесении с ситуациями его применения. Дан блок тестов, соответствующих выделенным критериям.

В шестой главе рассмотрены основные психотерапевти­ческие направления в психологическом консультировании: психодинамическое, когнитивно-поведенческое, гуманисти­ческое.

В седьмой главе освещены вопросы формирования про­блемы в сознании клиента, проанализированы основные по­ложения ключевых теорий личности. Дана авторская концеп­ция содержания и структуры личности.

Восьмая глава посвящена влиянию в практике психологи­ческого консультирования: определение, классификация, виды влияния, примеры.

В девятой главе «Методы ведения психологической сессии» приведены алгоритмы разговорных методов психологической помощи, основные принципы метафоротерапии и работы со сновидениями.

Десятая глава «Частные случаи в психологическом консуль­тировании» рассматривает особенности консультирования по психолого-педагогическим вопросам, по вопросам супруже­ских и личностных проблем, а также основные положения семейного консультирования.

Поскольку психологическое консультирование при нали­чии специальной подготовки могут проводить социальные работники, педагоги, врачи, данное учебное пособие будет полезно для всех представителей помогающих профессий.

Дополнительным положительным моментом является при­сутствие учебно-методического обеспечения: учебный план курса «Основы психологического консультирования» для очной и заочной форм обучения, темы контрольных работ, вопросы и билеты к экзамену, а также примерные планы прак­тических занятий, что делает учебное пособие интересным для преподавателей данной дисциплины.

Главная цель данного пособия состоит в том, чтобы сту­денты, практикующие специалисты и все интересующиеся данным видом психологической помощи могли получить пред­ставление об основных вопросах, возникающих в процессе изучения курса. Но только основных, поскольку каждый во­прос подобен точке, развертывающейся в бесконечность, состоит из множества частных моментов и требует для дости­жения мастерства, пристального изучения.

Один юноша пришел к Эвкаиду учиться

геометрии, но, прежде чем приступить

к учению, спросил, какую выгоду он

по­лучит от этого. Услышав эти слова,

Эвклид, повернувшись к рабу, сказал:

— Дай этому человеку три обола, он

ищет не знаний, а выгоды...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: