Колесникова Г.И.
К60 Психологический практикум по консультированию: учеб, пособие / Г.И. Колесникова, Е.С. Берковченко, А.В. Волочай. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 318 с. — (Высшее образование).
ISBN 978-5-222-11902-0
Учебное пособие содержит новейшую научно-теоретическую и научно-практическую информацию. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 030301 «Психология», 050706 «Педагогика и психология», 440101 «Социальная работа», 040104 «Организация работы с молодежью».
Данная информация также может быть полезна специалистам помогающих профессий: медикам, психологам, педагогам, социологам.
Наличие в приложении учебно-тематического плана, методических указаний к проведению практических занятий, тем контрольных работ, вопросов к экзамену, экзаменационных билетов и практических заданий к Ним 'делает его интересным для преподавателей данной дисциплины.
ISBN 978-5-222-11902-0 УДК 159.9(075.8)
ББК 88.4я73
© Колесникова Г.И., Берковченко Е.С.,
Волочай А.В., 2007 © Оформление: изд-во «Феникс», 2007
|
|
ВВЕДЕНИЕ
— Ставьте разумные цели, — сказал он.
— Смейте мечтать, — ответила она.
Из разговора двух...
Данное учебное пособие представляет собой систематическое изложение основных вопросов по теории и практике психологического консультирования.
Своевременное обнаружение и разрешение психологических проблем имеет большое значение как для общего эмоционального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психосоматических нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры. Соответственно, достаточно остро стоит вопрос о необходимости комплексной подготовки специалистов данного профиля.
«Психологический практикум по консультированию» является профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки практических психологов. В результате изучения данной дисциплины предполагается, что студенты овладевают следующими знаниями: основные понятия и термины курса; этапы психологического консультирования; взаимосвязь процедур и техник в соотнесении с этапами консультативного процесса; специфика психодиагностики в процессе психологического консультирования; особенности организации работы психологической консультации; виды влияния и его применение в рамках психологического консультирования, а также приобретают практические навыки по оказанию консультативной психологической помощи клиентам и их семьям.
В данном практикуме соединены последовательное и доступное изложение теоретических сведений о сущности консультативного процесса, его специфики с практическими техниками, советами и рекомендациями по организациии и ведению сессии:
|
|
Опыт консультативной практики послужил основой дайной работы, в которой выделены несколько групп вопросов, соответствующих главам пособия.
В первой главе «Специфика психологического консультирования» рассмотрены особенности психологического консультирования: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи, способы подготовки специалистов данного направления, личностные качества, необходимые консультанту.
Во второй главе «Психологическая консультация как организационная структура» 'Дан материал, посвященный общим вопросам организации работы психологической консультации, организации индивидуальной работы консультанта, распределению обязанностей между работниками психологической консультации, а также взаимодействию психолога-консультанта со специалистами смежных профессий (педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов).
В третьей главе дано подробное описание этапов психологического консультирования, выделены составляющие элементы,.способствующие эффективности психологического процесса. В четвертой главе рассмотрены этапы в соотнесении с процедурами и техниками консультативного процесса.
В главе «Особенности психодиагностики в процессе консультирования» приведены критерии подбора тестового материала в соотнесении с ситуациями его применения. Дан блок тестов, соответствующих выделенным критериям.
В шестой главе рассмотрены основные психотерапевтические направления в психологическом консультировании: психодинамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое.
В седьмой главе освещены вопросы формирования проблемы в сознании клиента, проанализированы основные положения ключевых теорий личности. Дана авторская концепция содержания и структуры личности.
Восьмая глава посвящена влиянию в практике психологического консультирования: определение, классификация, виды влияния, примеры.
В девятой главе «Методы ведения психологической сессии» приведены алгоритмы разговорных методов психологической помощи, основные принципы метафоротерапии и работы со сновидениями.
Десятая глава «Частные случаи в психологическом консультировании» рассматривает особенности консультирования по психолого-педагогическим вопросам, по вопросам супружеских и личностных проблем, а также основные положения семейного консультирования.
Поскольку психологическое консультирование при наличии специальной подготовки могут проводить социальные работники, педагоги, врачи, данное учебное пособие будет полезно для всех представителей помогающих профессий.
Дополнительным положительным моментом является присутствие учебно-методического обеспечения: учебный план курса «Основы психологического консультирования» для очной и заочной форм обучения, темы контрольных работ, вопросы и билеты к экзамену, а также примерные планы практических занятий, что делает учебное пособие интересным для преподавателей данной дисциплины.
Главная цель данного пособия состоит в том, чтобы студенты, практикующие специалисты и все интересующиеся данным видом психологической помощи могли получить представление об основных вопросах, возникающих в процессе изучения курса. Но только основных, поскольку каждый вопрос подобен точке, развертывающейся в бесконечность, состоит из множества частных моментов и требует для достижения мастерства, пристального изучения.
|
|
Один юноша пришел к Эвкаиду учиться
геометрии, но, прежде чем приступить
к учению, спросил, какую выгоду он
получит от этого. Услышав эти слова,
Эвклид, повернувшись к рабу, сказал:
— Дай этому человеку три обола, он
ищет не знаний, а выгоды...