Философия как потребность человеческого духа

Философия удовлетворяет определенную потребность человечес­кого духа — потребность к всеохватности и единству на рациональной (разумной) основе. Философия одновременно является выражением этой потребности.

Человек стремится осмыслить весь мир в целом и при этом обна­ружить и рационально сформулировать взаимосвязь и взаимозависи­мость его частей. Откуда возникает такая потребность? Почему чело­век не удовлетворяется знанием отдельных секторов реальности, т.е. знанием, характерным для частных наук? Почему он оказывается не удовлетворен представлением о мире в целом, которое на основе веры и художественного образа могут давать религия и искусство?

Основная причина заключается в том, что отсутствие единства в представлениях о внешнем мире оборачивается отсутствием единства в мире внутреннем — душевном мире человека. Ограничившись раз­розненными знаниями об отдельных фрагментах реальности, мы не­избежно вынуждены будем примириться с разобщенностью частей нашей души. Мы не сможем свести «концы с концами» в нашем внут­реннем мире, если нам не удастся согласовать между собой поступаю­щие к нам потоки разнородной информации. В процессе жизни чело­век приобретает разнообразный опыт. Это опыт внешний, получае­мый посредством контакта с внешним миром через органы чувств, и опыт внутренний — опыт переживаний души. Внутренний опыт мы приобретаем, осмысливая душевные состояния и впечатления. Через посредство внутреннего опыта формируются наши личные убежде­ния и представления о добре, красоте, справедливости и т.д. Из на­копления внутреннего опыта и его обобщения складывается слож­нейший процесс духовной жизни.

Духовная жизнь нуждается в единстве. В противном случае она бу­дет являть собой только лишь хаос душевных состояний. Единство духовной жизни может быть достигнуто интуитивным, т.е. неосознан­ным, путем. Но его можно искать и на путях рациональных, осознава­емых. Просветлять светом разума то, что открывается интуиции, — задача философская. «Философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях ее рационализации»1.

Человек должен рационально упорядочить свою личность для того, чтобы успешно осуществлять избранный вид деятельности. Деятель-

Зеньковскии В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 14.


ность по своей сути рациональна. Она предполагает умение соотно­сить между собой цель деятельности, ее предмет и средства. Когда цель, предмет и средства правильно соотнесены, деятельность ста­новится рационально организованной. Только в этом случае можно рассчитывать на достижение запланированного результата.

В частности, характер современного общества таков, что, для того чтобы соответствовать ему, человек не может не быть деятельным. Для этого важна самодисциплина духа. Кроме того, многие виды деятель­ности непосредственно связаны с использованием достижений на­уки — наиболее рациональной из всех форм культуры. Многие сферы деятельности буквально пропитаны наукой. По этой причине совре­менный человек ищет рациональности во всем. Он с трудом мирится с тем, что не поддается рациональному объяснению.

«Единство духовной жизни на путях ее рационализации» важно не только для успешной организации конкретного вида деятельности и достижения непосредственных результатов. Оно важно для осмысле­ния жизни в целом, для поисков ее смысла и цели. Человек нуждается в рационально осмысленном идеале, в понятных истинах универсаль­ного значения, возвышающих человека над его непосредственными влечениями. Таким образом, тяга к всеохватное™ и единству на раци­ональной основе коренится в глубинах человеческого духа. Филосо­фия отвечает не только познавательным интересам, но и глубинным потребностям духовной жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: