Бог-Личность

Не будет преувеличением констатировать, что дохристианская античность не знала в действительном смысле личного и единого Бога. Боги греческой мифологии не являются таковыми, поскольку един­ственная их божественная черта — бессмертие; рождаются же они, воюют, размножаются, строят друг другу козни и т.д. как самые зау­рядные люди. Лишь в библейском послании возникает понимание Бога как единого и уникального и в своей божественности непостижимо возвышающегося над человеком и природой. Если античность в фило­софии сделала ряд шагов в направлении осознания специфики боже­ственного, то христианство выдвинуло совершенно особое понима­ние. Античные философы осознали, в частности, пагубность покло­нения «меону» — чему-то бесформенному и неопределенному. В философии Платона божественным является, в частности, Еди­ное, выражающее принцип отграниченности, очерченности. Аристо­тель существенно дополнил платоновский принцип идеей целостнос­ти, оформленное™. Его божественный Ум есть «форма всех форм». Но наряду с единым Богом античные мыслители допускали существова­ние других божественных существ. Библейское же понимание уни­кального Бога, потенциально бесконечного, радикально отличного от всего прочего, исключило любую возможность подразумевать под «божественным» что-либо другое. Библия подрывает любую форму по­литеизма (многобожия) и идолопоклонства.

В отличие от абстрактного Бога античных философов, христианс­кий Бог являет собой личность. Аристотелевский и неоплатонический Бог остается некоторой точкой, бесконечно удаленной в простран­стве и во времени. Ее можно представлять более или менее картинно, как, например, содержащую внутри себя четыре причины (у Аристо­теля), но никак нельзя мыслить в качестве личности. Личность хрис­тианского Бога наиболее ярко воплощается в образе Христа, являю­щего собою непостижимую глубину, многомерность и уникальность бытия личности. В сочетании с личностью божественного становится


вполне ясен смысл христианского монотеизма. Только с Богом-Лич­ностью могут быть установлены отношения интимной духовности и взаимной любви. Вместе с тем надмирная и возвышенная природа божественного резко противостоит поклонению «земным кумирам», склонности людей возводить на божественный престол земных влас­тителей-императоров (как в Древнем Риме), диктаторов, лжепроро­ков и прочих, кто претендует на духовную власть над людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: