Эта идея является одной из центральных. В Библии прямо говорится о том, что Бог создал небо и землю, живые существа и человека — весь тварный мир. Христианскими богословами было подчеркнуто, что речь идет о творении из ничего. Этим самым указывается на абсолютность Бога, который ничем не ограничен, не имеет «рядом» с собой никакого вечного, но небожественного начала. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное (тварное) не есть бытие как таковое, а лишь обладает бытием, получило бытие через участие в бытии. Концепцию «творения из ничего» принято характеризовать как креационизм (от лат. creatio — создание).
Креационизм библейского учения призван устранить трудности и противоречия, с которыми сталкивалась дохристианская, прежде всего античная философская мысль. Разрубить гордиев узел этих противоречий призвана идея творения из ничего. К их числу относятся противоречия единого и многого, бесконечного и конечного, неизменного и изменчивого, сверхчувственного и чувственного, абсолютного и относительного — все проблемы, о которых мы вели речь при обсуждении древнегреческой философии. Согласно Библии, мир един в своем истоке, поскольку бесконечным бытием обладает только Бог: он безначален и бесконечен (бесконечен в «обе стороны»). Допущение изначального существования наряду с Богом чего-либо другого, например материи, означало бы фактически введение не одной, а двух в равной мере божественных субстанций. Единое начало должно обладать творчески-порож-дающей энергией, заключать в себе все и созидать тварный мир актом свободного творчества. С этой точки зрения библейская идея творения есть абсолютный монизм — признание одного и единственного начала («моно» — один). Однако она же предполагает и дуализм («дуа» — два), поскольку речь идет о принципиальной нетождественности божественного и тварного бытия. Бог сотворил мир согласно божественным законам, которые от самого момента творения управляют миром. Поэтому в тварном мире действует закономерность, или Премудрость Божия -София. Она есть его внутреннее упорядочивающее начало, производное от божественного плана мира. Однако наряду с моментом упорядочивания Бог наделил тварный мир и свободой. Все сотворенное обладает свободой и в этом смысле автономно, не зависит от боже-
|
|
ственного провидения, поэтому тварное бытие имеет возможность отклоняться от божественной воли.
Бог творит свободно, «через слово», желанием и велением блага. Всему дается жизнь как бескорыстный дар. Но дается и свобода выбора. Таким образом преодолевается характерное, в частности, для платонизма, презрение к чувственному бытию. Третирование материи, свойственное философии Платона, преодолевается христианской идеей творения, именно тем, что Бог творит мир из «ничего». Этим исключается понимание материи как изначально противостоящей божественному бытию, неполноценной и «злой» субстанции. Бог изъявляет готовность принять на себя все грехи тварного бытия.
|
|
Идея творения преодолевает и «умственность» античной философии, полагавшей единственным путем приобщения к божественному путь научного познания, путь мышления. Христианская мысль прямо утверждает сверхразумность акта божественного творения. С другой стороны, сотворив мир из «ничего», Бог не может не любить его. Его любовь превосходит возможности ума; она сверхразумна, поскольку вмещает в себя и неупорядоченность мира, и его нецелесообразность, и его греховность. В божественной любви появляется момент милосердия. Следовательно, человеческое отношение к сотворенному миру и Богу также не может ограничиться лишь научно-рациональным подходом, а предполагает истину Откровения и любовь к Богу.