Идейное содержание и мироощущение Возрождения

Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Воз­рождение (по-французски — Ренессанс) — не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имею­щий мировое значение.

В самом общем смысле под Возрождением принято понимать на­правленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание сред­невековья, как антитеза средневековой схоластике. Такова самая об­щая (в значительной мере поверхностная) характеристика Ренессан­са. Она позволяет выявить его отличительные черты:

— индивидуализм практический и теоретический, означающий,
что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели
Возрождения поставили человеческую индивидуальность;

- культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стрем­лением к чувственным удовольствиям;

— светский дух религии с тенденцией к язычеству. Под «светским
духом религии» следует понимать то, что, оставаясь религиозными
людьми (христианами), представители Возрождения стали меньше
придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жиз­
ни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне.
Для осмысления христианских ценностей они широко привлекали
идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т.е. языческих) ре­
лигиозных учениях;


- освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отно­
шение к авторам и учениям, признанным средневековой схоласти­
кой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристоте­
ля, чего, как правило, не могли допустить себе схоластические мыс­
лители;

- особенное внимание к прошлому, к древности. Античная гре­
ко-римская культура стала предметом самого внимательного изуче­
ния, преклонения и подражания;

- чрезвычайный вкус к искусствам.

Данные отличительные черты культуры Возрождения стали изве­стны в результате трудов исследователей XIX в. Не будет преувеличе­нием сказать, что историки XIX в., прежде всего известный немец­кий исследователь Я. Буркгардт, открыли Возрождение для современ­ности, выявив ряд характерных признаков этого замечательного явления. Вместе с тем наука XIX в. неправомерно абсолютизировала ряд черт Возрождения, не обратив должного внимания на другие. В частности, был преувеличен разрыв между Возрождением и средни­ми веками. Длительное время идея «разлома», или «поворота» исто­рии, подразумевавшая резкую оппозицию Возрождения средневеко­вью, господствовала в научных представлениях, приобретя силу усто­явшейся догмы. Однако сегодня наука не поддерживает тезис о «разломе» между двумя периодами, как, впрочем, и логически про­тивоположный тезис о «непрерывности». «Правильным будет третий тезис. Теория разлома допускает оппозицию двух периодов; теория непрерывности постулирует существенную однородность. Но между понятиями противоречия и однородности существует понятие «раз­личия». Говоря, что эпоха Возрождения является периодом, «отлич­ным от средневековья, можно не только различать и противопостав­лять две эпохи, но легко определить их связи и точки касания...»1

Таким образом, Возрождение нельзя уподобить «юноше, бунтую­щему против родителей и ищущему поддержки у дедов», как это пред­ставлялось в традиции, сложившейся в XIX в. Ренессанс тесно связан с предшествующей эпохой. Его отличительные черты следует рассмат­ривать лежащими в рамках единой культурной традиции, органичес­кой частью которой была средневековая схоластика. Объединяющими началами для этой традиции явились основы христианства и антич­ные авторы, прежде всего Платон и Аристотель. Что же послужило основанием для теории «разлома» и, следовательно, для резкого про­тивопоставления Возрождения средневековью? Прежде всего, это са­моощущение деятелей Возрождения. В текстах эпохи отчетливо выра­жено чувство начала новой эры, молодой энтузиазм и вера в невидан­ные перспективы. Ренессанс ощущает себя новым, «модерным» веком.

1 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М.— СПб., 1994. Т. 2. С. 225.


Антитезы «темнота—свет», «сон—пробуждение» — весьма характер­ны для него. Обещание невиданной полноты бытия разлито по произ­ведениям Ренессанса. Это обещание «иного», но не по отношению к средневековью, как могло показаться. Обещание нового воспринима­ется деятелями Возрождения в абсолютном значении, т.е. как откры­тие ценностей, значимых на все времена. В известном смысле Ренес­санс противопоставляет себя не средневековью, а всему, что было известно до него и будет открыто после. В этом он похож на все куль­турные эпохи, значимые во всемирно-историческом плане. Особен­ностями же Ренессанса следует считать, во-первых, необычайную яркость чувства подъема; во-вторых, связь возрожденческого возвра­щения к подлинному, с обращением к древности (античности).

Возрождение не противоположно средневековью, но «иное» по сравнению с ним. Поэтому неправомерно рассматривать данные эпо­хи по критериям «выше—ниже», «прогрессивнее—отсталее» — они различны. Каждая из них по-своему выражала ценности единой тра­диции западноевропейской культуры. Для незападных культур, в том числе для российской, имеют значение как средние века, так и Возрождение. При том, конечно, условии, что признание их ценнос­ти неравнозначно слепому преклонению перед ними.

Важно иметь в виду отличия Ренессанса не только от предшеству­ющей, но и от последующей эпохи. Открывает ли Возрождение Новое время? Иначе говоря, является ли оно началом современности, т.е. времени, в котором живем мы? Современность нельзя не связывать с научно-техническими достижениями. Наука и техника являются теми факторами, без которых немыслима жизнь современного общества. Без преувеличения можно сказать, что влияние научно-технического прогресса распространяется в современном обществе на все стороны жизни. Такая ситуация характерна для индустриальной и постиндуст­риальной эры. Господство науки и техники открывает эпоха, следую­щая за Ренессансом, — эпоха Нового времени. Ее начало принято относить к XVII в. Ренессанс же есть эпоха не научно-техническая, а художественно-эстетическая по преимуществу. Центр интересов дея­телей Возрождения лежит в сфере художественно-эстетической. На­ука в современном понимании интересует их лишь постольку, по­скольку она может иметь значение для художественного творчества и для эстетического развития личности. Более того, само понятие науки в современном смысле здесь еще не сложилось. Так, некоторые пред­ставители Ренессанса относили живопись к науке, а Леонардо да Винчи считал ее главной из наук.

Среди современных исследователей существуют разногласия от­носительно философской основы Возрождения. Суть разногласий каса­ется главным образом соотношения в Ренессансе платонизма и арис-тотелизма. Некоторые авторы отдают предпочтение первому, считая, что философской основой Возрождения явился христиански перера-


ботанный неоплатонизм. Другие наряду с платонизмом подчеркивают значение для Возрождения трудов Аристотеля. Вместе о тем общим для современных исследователей Ренессанса является признание того, что для характера возрожденческой культуры решающим явился новый под­ход к античности, отличный от свойственного средневековью. Он опре­деляется чувством исторической дистанции по отношению к древности. Средневековые схоласты воспринимали античных авторов в известном смысле как современников. Во всяком случае, историческая дистанция не принималась в расчет в качестве важного фактора подхода к древним. Именно поэтому древние мыслители, прежде всего Аристотель, вос­принимались как незыблемые авторитеты, которых следует понять и истолковать. Историческая дистанцированность позволила Возрождению поставить задачу не только понимания и истолкования, но и оценки. Она позволила обращаться с идеями античности более раскованно и свободно. Одновременно возникло желание «воскрешения» древности, но воскрешения мысленного, воображаемого, а не реального, ибо по­нятие исторической дистанции отчетливо указывало на безвозвратность прошлого. Следовательно, можно воскресить отдельные наиболее важ­ные элементы прошлого, дополнив и обогатив ими современность. От­сюда и возникает тот характерный для Возрождения интерес к древно­сти, который переходит порой в настоящее поклонение. Античность становится основой гуманизма Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: