Девятнадцатый век — век русской классической культуры. Принято говорить, в частности, о русской классической литературе XIX в. Имена и произведения русских писателей XIX в. широко известны. Достижения русской литературы этого периода признаны во всем мире. Речь идет о произведениях таких авторов, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.
Столь же очевиден факт развития в XIX в. русской музыкальной классики. Это произведения таких композиторов, как А.И. Глинка, А.П. Бородин (1833-1887), М.П. Мусоргский (1839-1881), Н.А. Римс-кий-Корсаков (1844-1908), А.Г. Рубинштейн (1829-1894), П.И. Чайковский (1840-1893). Вполне оправданно говорить о классике и в развитии живописи. К ней относятся произведения таких художников, как И.Н. Крамской (1837-1887), А.К. Саврасов (1830-1897), В.И. Суриков (1848-1916), В.Д. Поленов (1844-1927), В.М. Васнецов (1848-1926), И.И. Левитан (1860-1900), И.Е. Репин (1844-1930) и др.
К XIX в. относится развитие и русской классической философии. Под ней будем понимать совокупность философских произведений, в которых в рационально-теоретической форме поставлены и определенным образом решены фундаментальные вопросы онтологии (метафизики), гносеологии, философской антропологии, социальной философии и философии истории. К русской классической философии относится ряд произведений таких авторов, как И.В. Киреевский, В.Г. Белинский, АИ. Герцен, АС. Хомяков, П.Д. Юркевич (1826-1874), Л.М. Лопатин (1855-1920), П.Я. Чаадаев, С.Н. Трубецкой (1862-1905). Вершиной русской классической философии явилось творчество Вл.С. Соловьева (1853-1900).
|
|
Понятие русской классической философии не принадлежит к числу прочно утвердившихся. Попытки ввести и утвердить это понятие в советской философской литературе (такие попытки имели место в конце 30-х — начале 50-х гг., т.е. в эпоху правления И.В. Сталина) не увенчались успехом. Эти попытки были продиктованы исключительно идеологическими соображениями: показать, что русская философия
«самая материалистическая в мире» и является якобы непосредственной предшественницей так называемого «диалектического и исторического материализма»1. Отвергнуты они были также главным образом по идеологическим соображениям. Господствовавшая идеология допускала в области философии только одних классиков — так называемых «классиков марксизма-ленинизма».
Еще одна причина невнимания к русской классической философии более фундаментальна. Она состоит в том значении, которая приобрела русская литература XIX в. Можно сказать, что литература «затмила» собой философию. Это становится тем более понятным, если учесть, что русская литература XIX в. очень философична. Ее философичность особенно наглядно проявилась в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского, впрочем, как и в творчестве большинства писателей XIX в. Это обстоятельство и дало основание, например, В. Розанову утверждать, что «наша литература и есть наша философия».
|
|
Немалую роль в недооценке философского наследия XIX в. сыграло и то обстоятельство, что многие произведения философов не были опубликованы своевременно. Так, обстоятельная публикация трудов А.С. Хомякова и П.Я. Чаадаева относится только к началу XX в. Собрание сочинений Вл. Соловьева опубликовано в 1912—1913 гг. Неопубликованные работы, а также письма, в которых содержалось немало философских идей, длительное время оставались достоянием узкого круга лиц, что, конечно, затрудняло их изучение и всестороннюю оценку.
Наконец, еще один фактор, препятствующий осознанию значения философии XIX в., состоит в чрезмерной политизации сознания русской интеллигенции. Сужение сознания, связанное с рассмотрением всех вопросов исключительно с точки зрения политической борьбы, характерно, в частности, для интеллигенции 60—70-х гг. XIX столетия. Впрочем, такое сужение сопровождает развитие русской мысли в течение длительного времени и имеет свои причины. Однако поглощенность политической борьбой не способствовала росту интереса к собственно философской проблематике. По этой причине внимание привлекала в первую очередь политическая публицистика, содержащая острую критику существующих порядков. Популярными стали, например, те статьи В. Белинского, где он «воюет» против самодержавия, но не те, где он размышляет о философии Г. Гегеля. Широко известны работы А. Герцена, в которых излагаются политические взгляды, но не его «Письма об изучении природы», посвященные гносеологии и онтологии. Однобокость в оценке творчества русских мыслителей в советское время была закреплена официальной партийно-государственной идеологией.
Понятие русской классической философии оправдано постольку, поскольку оно исходит не из политических взглядов авторов сочине-
1 См., в частности: Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994. С. 295-325.
ний, а прежде всего из тематики произведений. Вопрос о принадлежности к русской философской классике может быть поставлен лишь относительно тех произведений, в которых прямо и непосредственно рассматриваются фундаментальные философские темы, т.е. темы онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии и философии истории. Таких произведений оказывается сравнительно немного в общем массиве сочинений XIX в. В частности, большинство периодических изданий того времени были литературно-художественными и общественно-политическими. Лишь с основанием в 1889 г. журнала «Вопросы философии и психологии» появляется издание, занятое регулярной публикацией философских произведений, ставящих и решающих философские проблемы прямо и непосредственно в рационально-теоретической форме.
Ущерб философскому развитию в России был нанесен решением об отмене преподавания философии в университетах, действовавшим с 1850 по 1860 г. «Польза философии не доказана, а вред от нее возможен» — этим изречением прославился князь П. Ширинский-Шихматов, министр просвещения последнего периода царствования Николая I. Именно он стал инициатором отмены преподавания философии. В николаевское время (1825—1855) философия испытывала на себе значительное давление со стороны государственной власти. На ее развитии, как и на развитии общественной мысли в целом, отрицательно сказывались цензурные и иные ограничения, характерные для эпохи Николая I. В отличие от этого, в период после 1861 г., т.е. в пореформенной России, главной опасностью для развития философии стал нигилизм.
|
|
«Нигилизм есть безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать» — так определил нигилизм в «Толковом словаре великорусского языка» В. Даль. Нигилистические настроения широко распространились в образованном русском обществе 60— 80-х гг. XIX в. К тому, «чего нельзя ощупать», относятся, конечно, все ценности духовного порядка. Поэтому нигилизм есть отрицание таких ценностей. Он враждебен философской классике, которая немыслима без ценностей духовного порядка, без духовности, без отстаивания идеалов истины, добра и красоты. В этом смысле русская классическая философия родственна западноевропейской, в частности немецкой классической философии, представленной трудами таких философов, как И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. Убежденность в жизненной значимости идеалов и ценностей духовного порядка — характерная черта классической философии (как и классической литературы). В отсутствии такой убежденности философия (как и культура вообще) утрачивает право называться классической, хотя еще и не перестает быть философией (или культурой).
Агрессивность нигилизма второй половины XIX в. выразилась в том, что в своих атаках на классическую философию он не ограничивался теоретическими аргументами. В его арсенал широко вошли методы трав-
ли, клеветы, охаивания. Характерным примером явилась организованная прессой ожесточенная травля, которой подвергся П.Д. Юркевич. За попытку отстоять возвышенное понимание духовности с точки зрения разработанной им «философии сердца» П. Юркевич был оклеветан, зачислен в «мракобесы» и «реакционеры». Другим примером (хотя и менее трагическим, но не менее показательным) может служить эпизод, связанный с началом преподавательской деятельности Вл. Соловьева в Петербургском университете1. Узнав, что перед ними будет выступать мыслитель, ориентирующийся на классические философские образцы (т.е. «метафизик»), студенты решили устроить лектору обструкцию. Лишь ораторское мастерство, моральная готовность и глубокая теоретическая проработанность темы спасли Вл. Соловьева от провала.
|
|
Русская классическая философия XIX в. выступила на общественную арену в эпоху, когда в странах Западной Европы время философской классики подходило к концу. Ее место все более занимали концепции, явившиеся продуктами разложения классической философии: позитивизм, утилитаризм, марксизм. Обрывки этих концепций широко проникали в Россию, составляя теоретическую базу русского нигилизма. Характерно, что на Западе названные концепции, как правило, никогда не были доведены до крайностей, до выводов предельно радикального свойства. В этом сказывалось присущее западной культуре чувство меры, стремление избегать крайностей2. Впрочем, чувство меры, очевидно, есть свойство всякой подлинной культуры. Но его напрочь лишен нигилизм, ищущий простых ответов на сложные вопросы. Западные концепции в освещении русского нигилизма превращались в свои уродливые копии. Они становились гротеском, в котором в преувеличенном и огрубленном виде выступали лишь углы и грани оригиналов. К тому же воспринимались они по аналогии с религиозной верой. Увлечение какой-либо идеей было призвано заполнить нишу, ранее занятую религией. На нее переносились весь пыл и страсть, присущие религиозному энтузиазму новообращенных. В поверхностно усвоенных западных концепциях искали радикальное средство от всех общественных болезней — средство, способное мгновенно разрешить все проблемы.
Нигилизм, разумеется, не может быть устранен из истории отечественной мысли. В подробной истории русской философии его рассмотрению отводится значительное место3. Однако целесообразно сосредоточить внимание на тех идеях и концепциях, которые противостояли нигилизму и радикализму, поскольку этим идеям и концепциям до последнего времени уделяется недостаточное внимание. Они в своей совокупности и составили русскую классическую философию XIX в.
1 См., например: Никифоров Н.К. Петербургское студенчество и Влад. Серг.
Соловьев//Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.
2 См., например: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до
нашихдней. СПб., 1994. Т. 1. С. 3-14.
3См., напр.: Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1.4. 2. С. 125-151.
Русская классическая философия не была, разумеется, отгорожена «каменной стеной» от западноевропейского философского развития. Напротив, идеи западноевропейских мыслителей, прежде всего Г. Гегеля и Ф. Шеллинга, служили отправной точкой и питательной средой размышлений. Они не принимались в качестве истины в последней инстанции не в силу стремления русских мыслителей к оригинальности. Желание создать нечто «самобытно-русское» не может быть стимулом к философскому исследованию. Философия исходит из содержательного анализа идей, известных из истории мысли, безразлично на какой национальной почве эти идеи родились. И если русская философия нередко критически относилась к западным идеям, то не потому, что они западные. Русских мыслителей не привлекало само существо некоторых идей. Впрочем, критическое отношение к западноевропейской мысли не являлось единственным. Многие достижения воспринимались, усваивались, ассимилировались. Все эти обстоятельства позволяют считать русскую философскую мысль XIX в. полноправной участницей общеевропейского философского процесса, который немыслим без полемики, совпадения взглядов или их взаимной дополнительности.
Русская классическая философия XIX в. тесно связана с литературой XIX в. и в целом с русской культурой данной эпохи. Перекличка и созвучие идей обнаруживаются в творчестве А. Хомякова и Ф. Тютчева, Вл. Соловьева и Ф. Достоевского, в творчестве других философов и писателей. Унаследовала русская философская классика ряд идей и образов из византийско-русской духовности средних веков. К их числу относится, например, «София» Вл. Соловьева. Впрочем, понятие «софия», как и ряд других, обнаруживает глубокие связи русской классической философии с античностью — истоком русской и западноевропейской культуры. Значительное влияние оказала русская философская классика и на развитие философии XX в. В творчестве Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Зеньковского, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка и других мыслителей XX столетия легко обнаруживаются элементы преемственности с философией XIX в. Свободное от идеологических штампов изучение русской классической философии помогает глубже понять отечественную культуру и ее место в общеевропейском культурном процессе.