О понятии Русской классической философии

Девятнадцатый век — век русской классической культуры. При­нято говорить, в частности, о русской классической литературе XIX в. Имена и произведения русских писателей XIX в. широко известны. Достижения русской литературы этого периода призна­ны во всем мире. Речь идет о произведениях таких авторов, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Тол­стой, Ф.М. Достоевский и др.

Столь же очевиден факт развития в XIX в. русской музыкальной классики. Это произведения таких композиторов, как А.И. Глинка, А.П. Бородин (1833-1887), М.П. Мусоргский (1839-1881), Н.А. Римс-кий-Корсаков (1844-1908), А.Г. Рубинштейн (1829-1894), П.И. Чай­ковский (1840-1893). Вполне оправданно говорить о классике и в раз­витии живописи. К ней относятся произведения таких художников, как И.Н. Крамской (1837-1887), А.К. Саврасов (1830-1897), В.И. Су­риков (1848-1916), В.Д. Поленов (1844-1927), В.М. Васнецов (1848-1926), И.И. Левитан (1860-1900), И.Е. Репин (1844-1930) и др.

К XIX в. относится развитие и русской классической философии. Под ней будем понимать совокупность философских произведений, в ко­торых в рационально-теоретической форме поставлены и определен­ным образом решены фундаментальные вопросы онтологии (метафи­зики), гносеологии, философской антропологии, социальной фило­софии и философии истории. К русской классической философии относится ряд произведений таких авторов, как И.В. Киреевский, В.Г. Белинский, АИ. Герцен, АС. Хомяков, П.Д. Юркевич (1826-1874), Л.М. Лопатин (1855-1920), П.Я. Чаадаев, С.Н. Трубецкой (1862-1905). Вершиной русской классической философии явилось творчество Вл.С. Соловьева (1853-1900).

Понятие русской классической философии не принадлежит к числу прочно утвердившихся. Попытки ввести и утвердить это понятие в советской философской литературе (такие попытки имели место в конце 30-х — начале 50-х гг., т.е. в эпоху правления И.В. Сталина) не увенчались успехом. Эти попытки были продиктованы исключительно идеологическими соображениями: показать, что русская философия


«самая материалистическая в мире» и является якобы непосредствен­ной предшественницей так называемого «диалектического и истори­ческого материализма»1. Отвергнуты они были также главным образом по идеологическим соображениям. Господствовавшая идеология до­пускала в области философии только одних классиков — так называ­емых «классиков марксизма-ленинизма».

Еще одна причина невнимания к русской классической филосо­фии более фундаментальна. Она состоит в том значении, которая при­обрела русская литература XIX в. Можно сказать, что литература «зат­мила» собой философию. Это становится тем более понятным, если учесть, что русская литература XIX в. очень философична. Ее филосо­фичность особенно наглядно проявилась в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского, впрочем, как и в творчестве большинства писателей XIX в. Это обстоятельство и дало основание, например, В. Розанову утверждать, что «наша литература и есть наша философия».

Немалую роль в недооценке философского наследия XIX в. сыграло и то обстоятельство, что многие произведения философов не были опуб­ликованы своевременно. Так, обстоятельная публикация трудов А.С. Хомякова и П.Я. Чаадаева относится только к началу XX в. Собра­ние сочинений Вл. Соловьева опубликовано в 1912—1913 гг. Неопубли­кованные работы, а также письма, в которых содержалось немало фи­лософских идей, длительное время оставались достоянием узкого круга лиц, что, конечно, затрудняло их изучение и всестороннюю оценку.

Наконец, еще один фактор, препятствующий осознанию значения философии XIX в., состоит в чрезмерной политизации сознания рус­ской интеллигенции. Сужение сознания, связанное с рассмотрением всех вопросов исключительно с точки зрения политической борьбы, харак­терно, в частности, для интеллигенции 60—70-х гг. XIX столетия. Впро­чем, такое сужение сопровождает развитие русской мысли в течение длительного времени и имеет свои причины. Однако поглощенность политической борьбой не способствовала росту интереса к собственно философской проблематике. По этой причине внимание привлекала в первую очередь политическая публицистика, содержащая острую кри­тику существующих порядков. Популярными стали, например, те ста­тьи В. Белинского, где он «воюет» против самодержавия, но не те, где он размышляет о философии Г. Гегеля. Широко известны работы А. Гер­цена, в которых излагаются политические взгляды, но не его «Письма об изучении природы», посвященные гносеологии и онтологии. Одно­бокость в оценке творчества русских мыслителей в советское время была закреплена официальной партийно-государственной идеологией.

Понятие русской классической философии оправдано постольку, поскольку оно исходит не из политических взглядов авторов сочине-

1 См., в частности: Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-рус­ской». М., 1994. С. 295-325.


ний, а прежде всего из тематики произведений. Вопрос о принад­лежности к русской философской классике может быть поставлен лишь относительно тех произведений, в которых прямо и непосредственно рассматриваются фундаментальные философские темы, т.е. темы он­тологии, гносеологии, философской антропологии, социальной фи­лософии и философии истории. Таких произведений оказывается срав­нительно немного в общем массиве сочинений XIX в. В частности, большинство периодических изданий того времени были литератур­но-художественными и общественно-политическими. Лишь с основа­нием в 1889 г. журнала «Вопросы философии и психологии» появляет­ся издание, занятое регулярной публикацией философских произве­дений, ставящих и решающих философские проблемы прямо и непосредственно в рационально-теоретической форме.

Ущерб философскому развитию в России был нанесен решением об отмене преподавания философии в университетах, действовавшим с 1850 по 1860 г. «Польза философии не доказана, а вред от нее возмо­жен» — этим изречением прославился князь П. Ширинский-Шихматов, министр просвещения последнего периода царствования Николая I. Именно он стал инициатором отмены преподавания философии. В ни­колаевское время (1825—1855) философия испытывала на себе значи­тельное давление со стороны государственной власти. На ее развитии, как и на развитии общественной мысли в целом, отрицательно сказы­вались цензурные и иные ограничения, характерные для эпохи Нико­лая I. В отличие от этого, в период после 1861 г., т.е. в пореформенной России, главной опасностью для развития философии стал нигилизм.

«Нигилизм есть безобразное и безнравственное учение, отвергаю­щее все, чего нельзя ощупать» — так определил нигилизм в «Толко­вом словаре великорусского языка» В. Даль. Нигилистические настро­ения широко распространились в образованном русском обществе 60— 80-х гг. XIX в. К тому, «чего нельзя ощупать», относятся, конечно, все ценности духовного порядка. Поэтому нигилизм есть отрицание таких ценностей. Он враждебен философской классике, которая немыслима без ценностей духовного порядка, без духовности, без отстаивания идеалов истины, добра и красоты. В этом смысле русская классическая философия родственна западноевропейской, в частности немецкой классической философии, представленной трудами таких философов, как И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. Убежденность в жизнен­ной значимости идеалов и ценностей духовного порядка — характер­ная черта классической философии (как и классической литературы). В отсутствии такой убежденности философия (как и культура вооб­ще) утрачивает право называться классической, хотя еще и не пере­стает быть философией (или культурой).

Агрессивность нигилизма второй половины XIX в. выразилась в том, что в своих атаках на классическую философию он не ограничивался теоретическими аргументами. В его арсенал широко вошли методы трав-


ли, клеветы, охаивания. Характерным примером явилась организован­ная прессой ожесточенная травля, которой подвергся П.Д. Юркевич. За попытку отстоять возвышенное понимание духовности с точки зрения разработанной им «философии сердца» П. Юркевич был оклеветан, за­числен в «мракобесы» и «реакционеры». Другим примером (хотя и ме­нее трагическим, но не менее показательным) может служить эпизод, связанный с началом преподавательской деятельности Вл. Соловьева в Петербургском университете1. Узнав, что перед ними будет выступать мыслитель, ориентирующийся на классические философские образцы (т.е. «метафизик»), студенты решили устроить лектору обструкцию. Лишь ораторское мастерство, моральная готовность и глубокая теоретичес­кая проработанность темы спасли Вл. Соловьева от провала.

Русская классическая философия XIX в. выступила на обществен­ную арену в эпоху, когда в странах Западной Европы время фило­софской классики подходило к концу. Ее место все более занимали кон­цепции, явившиеся продуктами разложения классической философии: позитивизм, утилитаризм, марксизм. Обрывки этих концепций широко проникали в Россию, составляя теоретическую базу русского нигилизма. Характерно, что на Западе названные концепции, как правило, никог­да не были доведены до крайностей, до выводов предельно радикаль­ного свойства. В этом сказывалось присущее западной культуре чувство меры, стремление избегать крайностей2. Впрочем, чувство меры, оче­видно, есть свойство всякой подлинной культуры. Но его напрочь ли­шен нигилизм, ищущий простых ответов на сложные вопросы. Запад­ные концепции в освещении русского нигилизма превращались в свои уродливые копии. Они становились гротеском, в котором в преувели­ченном и огрубленном виде выступали лишь углы и грани оригиналов. К тому же воспринимались они по аналогии с религиозной верой. Увле­чение какой-либо идеей было призвано заполнить нишу, ранее занятую религией. На нее переносились весь пыл и страсть, присущие религиоз­ному энтузиазму новообращенных. В поверхностно усвоенных западных концепциях искали радикальное средство от всех общественных болез­ней — средство, способное мгновенно разрешить все проблемы.

Нигилизм, разумеется, не может быть устранен из истории отече­ственной мысли. В подробной истории русской философии его рас­смотрению отводится значительное место3. Однако целесообразно со­средоточить внимание на тех идеях и концепциях, которые противо­стояли нигилизму и радикализму, поскольку этим идеям и концепциям до последнего времени уделяется недостаточное внимание. Они в своей совокупности и составили русскую классическую философию XIX в.

1 См., например: Никифоров Н.К. Петербургское студенчество и Влад. Серг.
Соловьев//Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.

2 См., например: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до
нашихдней. СПб., 1994. Т. 1. С. 3-14.

3См., напр.: Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1.4. 2. С. 125-151.


Русская классическая философия не была, разумеется, отгорожена «ка­менной стеной» от западноевропейского философского развития. На­против, идеи западноевропейских мыслителей, прежде всего Г. Гегеля и Ф. Шеллинга, служили отправной точкой и питательной средой раз­мышлений. Они не принимались в качестве истины в последней ин­станции не в силу стремления русских мыслителей к оригинальности. Желание создать нечто «самобытно-русское» не может быть стимулом к философскому исследованию. Философия исходит из содержательного анализа идей, известных из истории мысли, безразлично на какой на­циональной почве эти идеи родились. И если русская философия неред­ко критически относилась к западным идеям, то не потому, что они западные. Русских мыслителей не привлекало само существо некоторых идей. Впрочем, критическое отношение к западноевропейской мысли не являлось единственным. Многие достижения воспринимались, усва­ивались, ассимилировались. Все эти обстоятельства позволяют считать русскую философскую мысль XIX в. полноправной участницей общеев­ропейского философского процесса, который немыслим без полеми­ки, совпадения взглядов или их взаимной дополнительности.

Русская классическая философия XIX в. тесно связана с литерату­рой XIX в. и в целом с русской культурой данной эпохи. Перекличка и созвучие идей обнаруживаются в творчестве А. Хомякова и Ф. Тютчева, Вл. Соловьева и Ф. Достоевского, в творчестве других философов и пи­сателей. Унаследовала русская философская классика ряд идей и обра­зов из византийско-русской духовности средних веков. К их числу отно­сится, например, «София» Вл. Соловьева. Впрочем, понятие «софия», как и ряд других, обнаруживает глубокие связи русской классической философии с античностью — истоком русской и западноевропейской культуры. Значительное влияние оказала русская философская классика и на развитие философии XX в. В творчестве Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Зеньковского, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка и других мыслителей XX столетия легко обнаруживаются элементы преемствен­ности с философией XIX в. Свободное от идеологических штампов изу­чение русской классической философии помогает глубже понять отече­ственную культуру и ее место в общеевропейском культурном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: