Всестороннее планирование переговорного процесса непременно должно включать и систематическое планирование процесса убеждения. Известно, что у некоторых людей сила убеждения связана со свойственной им интуицией. В то же время для большинства из нас самый надежный путь к успеху заключается в том, что мы хорошо владеем материалом, знаем, чего хотим, и последовательно продумываем, что именно надо делать для достижения желаемого. Модель убеждения была сконструирована как вспомогательное средство для тех, у кого интуиция далека от совершенства.
В старинном румынском проклятии говорится: «Чтобы ты знал, какой ты умный, а другие не знали». В результате проведенного нами анализа мы пришли к выводу, что смысл искусства убеждения состоит в умении своими словами и действиями заставить других захотеть поступать в соответствии с вашими желаниями. Изложенные в этой главе соображения не могут гарантировать успеха: нельзя быть уверенным, что ваши идеи будут восприняты оппонентами. Однако в случаях, когда инструменты убеждения не используются, дела могут пойти хуже, чем без них.
|
|
ПРИВИВКИ ПРОТИВ ВЛИЯНИЯ
Это очень зловредное животное: когда на него нападают, оно защищается.
Неизвестный автор
Можно ли выработать иммунитет против влияний? Результаты целой серии хитроумных экспериментов привели психолога Вильяма Дж. Макгира к выводу, что можно.
Биолог добивается выработки иммунитета, вводя в организм пациента ослабленный вирус; в ' дальнейшем он может противостоять атаке настоящего вируса. Макгир рассуждал, что он может предложить различные линии поведения для защиты от внешнего влияния и затем проследить, какая именно защита оказалась самой эффективной. План его был очень прост: 1) найти простыe утверждения, в которые все верят; 2) предложить
убедительные доводы в защиту этих утверждений человеку, который в них верит; 3) предложить убедительные возражения против этих утверждений; 4) измерить степень изменения мнений.
Не так просто сформулировать утверждения, которые ни у кого не вызывают сомнений. Существуют утверждения, справедливость которых настолько очевидна, что большая часть людей воспринимает их как нечто само собой разумеющееся. Среди них встречаются такие трюизмы, как: «Если есть возможность, надо чистить зубы после каждого приема пищи»; «Психические заболевания не заразны» или «Необходимо ежегодно проходить флюорографию, чтобы распознать туберкулез на ранней стадии». Макгир подготовил эксперимент, в котором последовательно и систематически оспаривались эти трюизмы.
Испытуемые были разделены на три группы. Первой группе было предложено сформулировать аргументы в защиту некоего утверждения. Вторая группа должна была привести не менее убедительные возражения против этого же утверждения. Задание третьей группе было «двойным»: объединить аргументацию в «защиту» утверждения и «против» него.
|
|
После предварительной подготовки была проведена дискуссия, во время которой каждое утверждение оспаривалось с помощью убедительных контраргументов, и далее были оценены степени изменения мнений в каждой группе. Вот что выяснил Макгир:
1) Двойной вариант, предложенный третьей группе, оказался самым эффективным. Убежденность в справедливости своего мнения усиливается, если: а) человек приводит аргументы в защиту утверждения и б) отвергает аргументы своих оппонентов.
2) На втором месте оказалась вторая группа. Когда защитник утверждения разбивает аргументацию своего оппонента, у него вырабатывается иммунитет к изменению мнения.
3) Наименее успешно защищали свое мнение члены первой группы, которые ограничивались приведением доводов в защиту своих утверждений, не учитывая мнения противников.
4) Если удается убедить человека, что он принимал активное участие в формировании мнения, он будет защищать его значительно
эффективнее.
5)Чем больше аргументов приводится в защиту утверждения, тем успешнее идет выработка иммунитета против изменения мнения.
6) Иммунитет к внешнему влиянию проявлялся не сразу же после эксперимента, а через несколько дней. При биологической иммунизации также проходит несколько дней, прежде чем вакцина даст эффект. Очевидно, требуется определенное время, чтобы «переварить» и освоить аргументы.
Из исследований Макгира следует, что одни способы формирования сопротивляемости эффективнее других и что любое сопротивление всегда лучше его полного отсутствия. Для тех, кто хочет вести переговоры с позиций силы, выводы ясны: делайте себе прививку или расплачивайтесь за то, что отказались ее сделать.