«В Америке вы являетесь тем, что вы делаете». Работа определяет социальный статус. Практически все люди по роду своих занятий делятся на пять групп. В какую группу входите вы?
1. Специалисты — медики, выдающиеся ученые, представители верхних эшелонов власти в крупных корпорациях, юридический корпус Уолл-стрита, высший генералитет, федеральные судьи.
2. Практикующие врачи, специалисты по компьютерам, издатели, инженеры, окружные судьи, местные практикующие адвокаты, профессора, представители крупных фирм на местах.
3. Банковские служащие, агенты по продаже и покупке, специалисты по продаже техники, учителя, мелкие и средние бизнесмены.
4. Страховые агенты, управляющие в розничной торговле, военнослужащие.
5. Высококвалифицированные, квалифицированные и неквалифицированные рабочие.
Американцы не сомневаются в правильности этой классификации и четко определяют свое место в этой иерархии. В их поведении прослеживается тенденция оценивать статус своих знакомых и таким образом формировать представление о своем месте в этой пирамиде профессий.
|
|
Все, кто работает в больших компаниях, хорошо знакомы с ее иерархической системой. Практически никому и ни при каких обстоятельствах не позволено хотя бы на мгновение забыть о ней. Я думаю, что мои наблюдения над иерархической структурой аэрокосмической компании представляют некоторый интерес.
Статус инженеров выше статуса административного персонала. Среди инженеров теоретики котируются выше проектировщиков. В административной группе более высокое положение по сравнению с остальными занимают те, кто имеет контакты с высокопоставленными лицами. Это объясняет, почему организаторы контрактов стоят на более высокой ступени лестницы, чем те, кто формирует отдельные части контрактов, хотя фактически и те и другие выполняют одинаковую работу.
Персонал, ответственный за внешние связи, имеет более высокий статус, чем персонал, занятый проблемами внутренней жизни, за одним исключением: у персонала, занятого внутренними вопросами, имеются сведения, которыми другие не владеют. С этой точки зрения наиболее престижной в системе управления считается деятельность, связанная с правом, экономикой, анализом инвестиций, наукой и компьютерами.
В обычной жизни покупатель — всегда покупатель. Совсем по-другому выглядит покупатель с позиций отделов закупок в больших компаниях. Статус главных администраторов по закупкам выше статуса сотрудников, ответственных за приобретение отдельных не очень сложных объектов. Ранг покупателя больших партий выше ранга покупателя мелких партий.
|
|
Предполагается, что все менеджеры равны, но некоторые из них «более равны», чем другие. Менеджер технического отдела имеет более высокий статус, чем менеджер отдела закупок, который, в свою очередь, занимает более высокую строку в табели о рангах, чем менеджер отдела анализа цен. В отдельных случаях статус руководителя конструкторского бюро может оказаться выше статуса менеджера отдела закупок. В отделе закупок признают это «классовое различие», и технику закупают сотрудники, принадлежащие к более высокому рангу, чем покупатели оборудования для эксплуатации этой техники.
Иерархические системы имеются повсюду, и не нужно быть социологом, чтобы ощущать это. Некоторое время тому назад я присутствовал на переговорах, во время которых покупателю по субконтракту предстояло договариваться с двумя известными вице-президентами объединенной компании, и он практически сдал им все позиции. Если бы руководство подумало о статусе представителей противоположной стороны до того, как отправило на переговоры своего сотрудника, соглашение о покупке могло бы оказаться более выгодным.
Можно, конечно, доказывать, что вице-президенты не знали ранга своего оппонента, что, не будучи уверенным в себе, сотрудник не приложил ни малейших усилий, чтобы представить себя в лучшем свете. Но я позволю себе не согласиться с этим. Статус человека оценивается по его положению в корпорации, по названию его должности, по размерам и расположению его офиса, по тому, какие в этом офисе ковры и пишущие машинки, какой марки машину выделила ему компания и есть ли у него столовая при офисе. Символы статуса так же понятны любому служащему, как знаки отличия — военным. Можно спросить, какое же все это имеет отношение к переговорам? Исследования показывают, что имеет, и самое непосредственное.