Морфология искусства

Основные понятия: морфология, вид искусства, выразительное, изобразительное, музыка, архитектура, литература, живопись, графика, скульптура, взаимодействие, синтез искусств

Морфология искусства в эстетике

Понятие «морфология» пришло из лингвистики и употребляется иногда как синоним понятия «структура». Хотя это не совсем правомерно. I Морфология — раздел наук о характере соотношения частей к целому, их функциональной зависимости, иерархичности, включенности в целое.

Искусство является целостным феноменом культуры, обладающим рядом специфических черт и признаков, которые, в свою очередь, динамичны и разнообразны в каждой культуре. Целостность искусства определяется теми критериями, которыми определяется функциональность и понимание сущности искусства как феномена в конкретной культуре.

Многообразие проявлений искусства в видах обусловлено динамикой культурного развития. Каждая культура создает свои виды искусства и «отбирает» для себя некоторые из тех, которые создали другие культуры. Поэтому можно говорить о системности искусства и его морфологии только в рамках конкретного культурного контекста.

В эстетике возникло несколько моделей морфологии искусства, а также представлений о его структуре.

Первая модель основана на акцентировании преобладания в произведении искусства объективного или субъективного начал: изобразительные виды искусства (преобладание объекта), выразительные виды искусства (преобладание субъекта) и изобразительно-выразительные (в которых эти начала равнозначны).

Вторая модель выделяет пространственно-временное существование художественного образа в произведении искусства: временное, пространственное, пространственно-временное.

Третьей моделью видообразования можно считать способ восприятия художественного произведения определенными органами чувств: визуальные и аудиторные виды искусства.

Четвертая модель классификации подразделяет виды искусства на изящные (свободные, фундаментальные) и прикладные (практические, сервисные).

Общепризнанным является тот факт, что древнее искусство было синкретично и строилось на нерасчлененности художественного мышления. Рождение различных видов искусства явилось результатом развития человеческой культуры. Однако разные виды искусства не существуют раздельно друг от друга, а постоянно взаимодействуют. Сам процесс взаимодействия входит как обязательный в сферу реального бытия искусств. Первым это доказал Лессинг в «Лаокооне».

В эстетике и искусствоведении наших дней существует деление на традиционные виды искусства (музыка; живопись; скульптура; архитектура; литература; декоративно-прикладное искусство).

В классической эстетике есть также синтетические виды искусства, объединяющие в себе несколько традиционных видов (хореография; цирк; театр; кино и др.). Однако все перечисленные виды морфологии искусства представляются однобокими и неполными.

Искусство - это сложное явление, которое существует как целостность и в то же время разнообразно по своим проявлениям* Цело-


стный взгляд на искусство как единую систему предполагает представление его как стереофоническую, многоплоскостную систему относительно самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом элементов. Такой взгляд возможен только при рассмотрения каждого вида искусства как сложной подсистемы искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: