Таблица
Культурные ситуации | |
ПОСТМОДЕРНИЗМ | | ПОСТ-ПОСТМОДЕРНИЗМ |
Характерные проявления | |
утрата веры в новое; | отсутствие чувственной осязательно- |
отказ от изучения действительности; | сти при восприятии объекта; |
фрагментарность, стремление разрушить | беспредметный контакт с миром; |
то, что уже стало привычным; | неустойчивость; |
направленность на сопоставимость, кол- | неограниченность; |
лажность; | многовариантность; |
скрытая эпатажность; | интерактивность; |
тяготение к жанровой неопределенности; | высокая степень абстрагирования от |
эклектизм; | эеальности; |
пародийность; | многофокусированность зрения; |
имитаторство; | недифференцированность живого и |
стилизация; | неживого; |
тесное взаимопроникновение философии, | метод сканирования живых актеров и |
эстетики и искусства; | забота с ними; |
стремление к неопределенности; | намеренный перфекционизм (незакон- |
инновационная открытость, | ченность); |
преобладание футурологии над теологией, | зрелищность и акцент на сопоставле- |
мистериальность; | нии ожидаемого и неожиданного; |
ритуальность; | тяготение к жанровой определенности, |
имперсональность; случайность персонажа; | упорядоченности, грандиозности и мужественности; искренность и желание аутентичности |
акцент на неожиданное, удивительное; | |
элитарность и претензия на интеллектуа- | |
лизм, высокую образованность; | |
вульгарность; | |
отсутствие интереса к глобальным пробле- | |
мам человечества; | |
иронизм | |
Новые понятия | |
текст; | гипертекст; |
тафталогия; | технообраз; |
ризома; | виртуальная среда; |
коллаж; | транссентиментализм; |
паспарту; | морфинг; |
деконструкция; | компоузинг; |
симулякр | сёрфинг; |
интертекст | Net-арт; |
полилог | киберкультура |
эпистема |
Вопросы и творческие задания
|
|
1. С возникновением каких технологий связано развитие новых идей в современной эстетике, получившей название «эстетика виртуальной среды»?
2. Какова роль технических новаций в системе коммуникации и информации в динамике постнеклассической эстетики?
3. Какие новые понятия и протокатегории появились в результате развития эстетики виртуальной среды?
4. Охарактеризуйте наиболее яркие направления искусства, связанные с компьютерными технологиями.
5. Приведите примеры Net-арта.
6. Проведите дискуссию на тему «Искусство и компьютер».