Заключение. Человечество вступило в новую фазу своего развития - XXI век

Человечество вступило в новую фазу своего развития - XXI век. Возможно, что век XX получит название века модернизма и постмодернизма - как двух наиболее ярких культурных ситуаций, проявившихся в его время. Что принесет с собой век XXI, пока не известно, но сегодня уже достаточно очевидно, что мы стали свидетелями наступления чего-то нового, характеризующегося совершенно иным по отношению к веку XX. Наиболее ярко эти перемены ощущаются в области мироощущения современного человека.

Это новое мироощущение характеризуется плюралистичностью, большей свободой и открытостью в области коммуникации. Но при этом оно способствует тем процессам, которые требуют от человека сужать и ограничивать свои контакты с внешним миром, провозглашая особую значимость человеческой индивидуальности. Это новое мироощущение содержит в себе в равной мере «дионисийское» и «аполлоническое» (Ф. Ницше), массовое и элитарное (X. Ортега-и-Гассет), которые не стремятся противостоять друг другу, а мирно соседствуют, но и стать чем-то единым не могут.

Все это накладывает свой отпечаток на культурное развитие всего человечества, которое в новом веке получает иное направление, коренным образом отличающееся от предыдущих за всю историю вообще: культурное развитие не только перестало рассматриваться как прогрессивное и позитивное, а стало казаться скорее регрессивным и негативным в некоторых своих аспектах (например, генная инженерия, атомная энергия, освоение космоса и т. д.). Возникла совершенно новая проблематика -возможность противостояния негативным проявлениям культурного развития. Человечеству опять предстоит серьезно задуматься над тем, кто мы такие и куда идем.

Одно из самых ярких и значимых культурных достижений современности - средства и каналы, виды и формы человеческого общения. Технически перевооруженные в XX веке, они становятся в XXI веке одним из видов ведения войны, получившей название консциентальной.

Консциентальную войну В. Потехин (эксперт российского комитета Государственной Думы по безопасности) определяет как «войну психологическую по форме, цивилизационную по содержанию и информационную по средствам, в которой объектом разрушения и преобразования яв-

ляются ценностные установки народонаселения противника, в результате чего первичные цели заменяются вторичными, третичными и более низкими (симулируются симулякрами - Т. К.), приземленного уровня, с несколько увеличивающейся вероятностью их достижения, причем эта вероятность за счет экономических и других материальных рычагов воздействия варьируется таким образом, что достижение заменяющих целей воспринимается человеком как его благо» (Потехин В. Современные войны и национальная безопасность России / Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? — М., 1997. С. 74).

Сегодня, чтобы убедиться в том, что одно из самых распространенных и популярных СМИ - телевидение - источник трансляции безобразного, низменного и ужасного, достаточно проанализировать количество времени, отведенное на российских каналах боевикам, криминальным обозрениям и некоторым шоу определенной направленности, сравнив его с объемом времени, посвященным искусству (не зрелищному, а высокому), или познавательным программам, или программам детско-молодежной направленности. Подсчитав время, вы увидите, что ужасно-безобразно-низменно-трагическое значительно превышает прекрасно-возвышенное. Если вспомнить о сначала набившей современному «теленаркоману» оскомину, а теперь ставшую привычной рекламу, то можно с уверенностью сказать, что западные сигареты, жевательные резинки, кокакола-спрайт и многое другое, «дружески предлагаемое», стали даже как-то роднее, чем свои привычные драники из картошки, борщ и сало. Современной молодежи активно предлагается многообразие жизненных удовольствий через «Магазин на диване», навязывается особое мироощущение, где жизнь представляется не как «борьба» или «трагедия» (Ф. Достоевский, Л. Толстой), не как «страдание» (А. Пушкин, Ю. Лермонтов), а как удовлетворение своих плотских потребностей в удовольствиях и развлечениях.

Уничтожение определенных типов сознания в консциентальной войне предполагает разрушение и переорганизацию общностей, которые конституируют данный тип сознания (Ю. Громыко). Эта война, названная пятым типом воздействия, так как осуществляется в основном при помощи СМИ через самые обыденные формы их функционирования (телешоу, боевики, сериалы, новости с комментированием, развлекательные программы, реклама и т. д.). Объектом такой войны становится секуляризованное сознание массового телезрителя, постепенно получающего особую форму телезависимости.

Поэтому эстетика не только как научное знание, но и как вненаучная сфера бытового существования, получает в наши дни новый статус одного из наиболее актуальных направлений существования человека. Эстетизация жизни; эстетизация быта, эстетизация повседневности приобретают сегодня очевидное первенство. В Республике Беларусь особенно это проявляется на государственном уровне. Сегодня в Беларуси немалые средст-


ва уже вложены и продолжают вкладываться в «эстетику образа» Беларуси как государства. Эстетика государства начинается, казалось бы, с банальных вещей: чистые и освещенные вечерами дворы, отремонтированные подъезды домов, аккуратные дороги, цветы, высаженные разнообразными композициями в городах, заботливо обустроенные пригородные постройки, ухоженные поля сел, чистый, щедрый лес, вычищенные реки и многое другое, отличающее современную Беларусь. Все это - политика эстетического воспитания народа, который должен сам захотеть жить в красивом государстве, политика, направленная на формирование мироощущения, основанного на прекрасном и возвышенном отношении к миру. А красивое государство - это счастливое государство.

Такое изменение сознания людей, основанное на переориентацию с позиции привыкания и смирения с безобразным к активизации стремлений к прекрасному, невозможно без изменения системы образования.

Существующая уже много веков система образования основана на школе не в узком, а самом широком смысле. Школа — это механизм усвоения уже полученного другими людьми, освоенного и проверенного знания «превращенной формы жизни» (М. Мамардашвили) новыми поколениями, которые, получая это знание, готовятся войти в большую жизнь. Поэтому школьное знание (употребляемое в широком смысле образования вообще) можно рассматривать как своего рода репетицию реальной жизни для молодежи. При таком подходе эстетическое образование или, другими словами, изучение эстетики как науки, выполняет функцию формирования мироощущения будущих граждан, одновременно являясь особым гарантом осознанности и пережитости детьми получаемой информации с позиций ее эстетической значимости.

Эстетика учит распознавать и уважать чужое мнение, основанное на другом эстетическом идеале и ином по уровню эстетическом вкусе. Поэтому эстетическое образование можно рассматривать как возможность молодым людям научиться приостанавливать свою субъективную экспансию в общество, чтобы услышать мнение другого. Эстетика - это особая школа общения человека с миром, с обществом и с самим собой.

В данном случае речь не идет о том, чтобы убить в человеке его индивидуальность, сделав частью усредненного большинства. Скорее имеется в виду то, что эстетически развитый и образованный человек получает возможность стать самим собой, обретая осознанное чувство отличия себя от других. Именно такое чувство собственной непохожести и индивидуальности по отношению с другими делает человека самим собой. Только сравнивая свою индивидуальность с многообразием эстетических позиций других людей, человек вступает в диалог с миром. Эстетика - это диалог разных пониманий гармоничности и красоты мира. В этом заключается плюралистичность и своеобразие современного мироощущения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: