(общественная ценность)
На горизонтальной оси рисунка расположены эстетический субъект и эстетический объект. Их взаимосвязь фактически разрывается вертикалью теоретической позиции «при-родников», сводивших объективно эстетическое к естественно-материальным качествам и свойствам и допускавших его существование в природе до появления человеческого общества. Эта позиция, как ранее уже было сказано, обнаружила
существенные изъяны, главным из которых стал неоправданный отрыв эстетического от человека.
В верхней части рисунка представлена концепция «общественников», которые в отличие от «природников» признавали неразрывную взаимосвязь субъекта и объекта. Однако большинство сторонников этой теоретической позиции в субъект-объектном отношении выделяли главным образом гносеологический (оценочный) уровень и приравнивали эстетическое к общественному содержанию восприятия. Их утверждение о том, что эстетическое представляет собой особое идейно-эмоциональное отношение к вещам и явлениям, занимающим определенное место в системе социальных взаимосвязей, неизбежно приводит к отрицанию объективности эстетических качеств и свойств. Последнее, в свою очередь, делает позицию «общественников» совершенно неприемлемой и вынуждает обращаться к поиску другого, более убедительного решения.
|
|
Такое решение, как я старался показать, можно получить с помощью аксиологического подхода. В нижней части рисунка дается графическое изображение ценностного уровня субъект-объектного отношения. Аксиологическая методология позволяет совместить неразрывность субъекта и объекта с представлением о безусловной объективности эстетического. Таким образом, трактовка эстетического как общественной ценности «снимает», казалось бы, неразрешимые противоречия «природнической» и «общественнической» концепций.
Отнесение эстетических качеств и свойств к области общественных ценностей с необходимостью ставит вопрос о специфике эстетического, его отличии от других явлений, которые также имеют ценностный характер или выступают как носители ценностей.
Эстетическое и художественное. Их взаимоотношения складываются весьма непросто. Дискуссии на эту тему выявили самые различные точки зрения. Для нас же сейчас важно одно: эстетическое шире художественного, поскольку оно относится и к природе, и к обществу, и к человеческой личности, тогда как художественное - исключительно к сфере искусства.
Эстетическое и абстрактно-логическое. В отличие от дискурсивно-опосредованной очевидное-
о |
I
ти логического, которая достигается в процессе разного рол выводов и умозаключений, эстетическое проявляется тольк в конкретно-чувственной форме. Не удивительно, что абст рактно сформулированный императив, скажем, принцип ппе данности родине, при всем положительном к нему отноше нии эстетических эмоций вызвать не способен. Другое дело - если он воплощается в конкретных действиях, поступках людей. В этом случае явление может быть прекрасным, возвышенным, трагическим, героическим и т. п. Не следует забывать, что эстетическое - это прежде всего некоторое предметное, чувственно-вещественное бытие, хотя само это бытие в его чувственных качествах здесь, как уже говорилось, нераздельно слито с определенным смыслом (значимостью).
|
|
Эстетическое и утилитарно-практическое. Эстетическое носит духовно-практический характер. Оно есть предмет удовлетворения духовных потребностей людей, а утилитарное - естественно-материальных. Эстетическое проявляется там, где существует свобода от материального интереса. Г. В. Плеханов был безусловно прав: если картина нравится человеку только потому, что он может выгодно ее продать, то этот факт не свидетельствует о проявлении эстетического отношения. Эстетическое покоится на незаинтересованности любования. Оно самоценно и носит бескорыстный характер.
Эстетическое и этическое. Обыденные человеческие поступки, укладывающиеся в элементарные нормы нравственности, эстетической ценности не имеют. Молодой человек уступил место пожилой даме в троллейбусе. Студент не украл банку консервов в универсаме. И тот, и другой поступили нравственно, это, конечно, так. Но можно ли сказать, что то, что они совершили, прекрасно или возвышенно? Едва ли. А вот если поступок или действие человека выражают особую меру свободы - тогда другое дело. Приведу несколько примеров.
Много лет назад, будучи студентом, вместе со своими сокурсниками я попал на обувную фабрику. Нас водили по небольшим цехам, которые в то время не отличались высокой технологией производства, и мы, откровенно говоря, уныло переходили с места на место, не проявляя к окружающему особого инте-
Лекция I
реса. И вдруг я остановился, как громом пораженный. Около одного рабочего (по-видимому, это был какой-то передовик) стояла девушка с секундомером и что-то записывала. Человек, за которым она наблюдала, просто-напросто работал. Но что это была за работа! У него было идеально организованное рабочее место, на котором в строгом порядке и аккуратно были разложены нехитрые инструменты и гвозди разной длины. Не глядя, он хватал с быстро двигающейся мимо него ленты транспортера обыкновенный ботинок и вколачивал буквально одним или дву-• Мя ударами гвозди в каблук. При этом вы бы видели его лицо. Оно как-то по-особому светилось. Не оставалось сомнений в том, что этот рабочий был бесконечно предан своей скромной, но очень нужной профессии. Если большинство его товарищей по цеху приходило на фабрику заработать деньги, то он, как мне тогда показалось, на работу буквально «летел на крыльях». Труд для него становился жизненной потребностью и включал в себя, пусть небольшой, творческий элемент. Тогда я, очевидно, впервые задумался над тем, что в самом труде есть некая всеобщая сторона деятельности как универсальное свободное творчество. В нем есть своя красота. Именно здесь воплощается богатство человеческих сил и способностей и обнаруживается особая область бескорыстного наслаждения процессом творческой деятельности.
Специфика эстетического в общественной жизни прояв
ляется в том, что оно выражает особую меру достижения
свободы личности и общества. И если это не так, объясните
мне, почему "прекрасны движения гимнаста на спортивном
снаряде (перекладине, брусьях и т. п.)? Не потому ли, что гим
наст свободен, что он настоящий мастер, что он в совершенстве
овладел соответствующей технологией и физическими возмож
ностями своего тела? Попробуйте подвесить на перекладину
или кольца начинающего «неумеху». Он будет биться в чудо
вищных конвульсиях, не вызывая ни малейшего представле
ния о красоте.___
|
|
Если это не так, объясните мне, наконец, почему столь высок и прекрасен подвиг Джордано Бруно - человека, который ушел дальше Коперника, объявил Вселенную бесконечной, исключил бессмертие души и, который, выслушав обвинения инквизиции в ереси и приговор к сожжению в Риме на Поле
______________, ---- ^ цфукая дисци плин»
■---------------------. |
цветов, не отказался от своих великих научных открытий и с пением гимнов взошел на костер?
Так проявляются свобода физической деятельности и деятельности духовной. Все это вместе с самоценностью и бескорыстным характером, а также способностью удовлетворять не материальные, но духовные потребности и проявляться в особой конкретно-чувственной форме, составляет специфику эстетического в структуре природной и общественно-исторической реальности.
Таковы сущностные черты эстетического бытия. Об эстетическом сознании я расскажу в следующей лекции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гегель Г. В. Наука логики. - М., 1970. - Т. 1. - С. 95.
2. Марксистско-ленинская эстетика: Учеб. пособие для вузов /
Под ред. М. Ф. Овсянникова. - М.: Высш. шк., 1983. - 544 с.
3. Программа курса «Основы марксистско-ленинской эстетики» для
вузов (на 72 часа). - М.: Высш. шк., 1989. - 22 с.
4. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.
-С. 12,82,83.
5. Лосев А. Ф. Эстетика // Философская энциклопедия: В 5 т. -
М., 1960-1970. - Т. 5. - С. 570.
6. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. - М., 1998.
7. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.
8. Каган М. С. Мир общения. - М., 1988.
9. Платон. Софист // Платон. Соч.: В 3 т. - М., 1970. - Т. 2. - С. 361.
10. Эстетическое: Сб. ст. - М., 1964.
11. Корниенко В. С. О сущности эстетического познания. - Новоси
бирск, 1962.
12. Дмитриева Н. А, О прекрасном. - М., 1960.
|
|
13. Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. - М., 1965.
14. Столович Л. Н. Эстетическое в действительности и в искусстве.
-М., 1959.
15. Ванслов В. В. Проблема прекрасного. - М., 1957.
16. Борев Ю. Б. Эстетика. - М., 1969.
17. Генина Л. Заметки об эстетике // Сов. музыка. - 1957. - № 4. - С. 104.
18. Трофимов П. Об одной эклектической теории // Сов. музыка. -
1957. - № 10. - С. 79.
19. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. - Л.,
1963. - Ч. 1. - С. 36.
л е к ц и я Ц
2.2. Структура эстетического сознания
Обычно, когда ведется речь о сознании, разделяют три основных модуса его проявления. Первый из них - «сознание-орган». Этот модус характеризует сознание как некий функциональный инструмент субъекта, с помощью которого осуществляются различные виды духовной деятельности - субъективное осознанное отражение, обобщение, идеальное преобразование и т. п. С этой точки зрения сознание есть система нейропсихических и идеальных структур (свойств, способностей и т. д.). Второй модус - это «сознание-процесс». Он представляет собой непосредственные, имеющие конкретную временную продолжительность акты духовной деятельности, в которых и происходит целенаправленная переработка и перевоссоздание отражаемой субъектом действительности. И третий модус - «сознание-продукт», то есть субъективная реальность различных образов (обыденных, теоретических, мировоззренческих, художественных, ценностно-нормативных и др.), полученных в процессе духовной деятельности как результат идеального освоения мира.
Сознание имеет различные грани. Можно говорить о таких его составляющих, как нравственное сознание, религиозное, политическое или правовое. Эстетическое сознание есть также один из компонентов сознания вообще.
Если сознание вообще в гносеологическом плане представляет собой отражение бытия вообще, то эстетическое сознание - отражение эстетического объекта. А это означает, что эстетическое сознание - не что иное, как воспроизведение в рамках внутреннего мира субъекта специфической общественной ценности предметов и явлений окружающего нас мира.
В структурном отношении эстетическое сознание является некой системой компонентов. Эту систему образуют эстетические чувства, эстетические оценки, эстетический вкус, эстетический идеал. Сюда же входят эстетические взгляды, эстетические теории и другие компоненты. От их взаимосвязи можно абстрагироваться лишь временно, поскольку эс-
тетическое сознание - органическое, целостное единство. Раскрывая особенности каждого из компонентов, мы будем одновременно выявлять общие закономерности эстетического сознания.
Эстетическое чувство. Известно, что чувство вообще - это переживание нашего отношения к чему-либо Поэтому, эстетическое чувство - это переживание нашего отношения к эстетическому объекту. Оно связано с удовольствием или неудовольствием от соприкосновения с эстетическими качествами и свойствами реальной действительности.
Вплоть до конца XVII века в трактовке сущности эстетического переживания превалировали религиозно-идеалистические воззрения. Если исходить из божественной природы человека, то эстетическое чувство нельзя истолковать иначе, как некий божий дар.
В XIX веке, в связи с выходом в свет трудов Чарлза Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов» и «Происхождение человека», в основу понимания этого феномена пытались заложить не сверхъестественные божественные явления, а естественные законы эволюции, законы самой природы. Понятно, что после того, как Дарвин разработал свое учение о биологической эволюции и происхождении видов, возник большой соблазн выводить все человеческое в человеке из тех или иных свойств, имевшихся уже у длинного ряда его животных предков. Дарвин утверждал, что некоторые звуки доставляют наслаждение животным, что плащеносцы имеют представление о красоте, а наблюдения над поведением особей противоположного пола у птиц, раскрывающих друг перед другом роскошное оперенье, приводят к выводу о том, что они, якобы, умеют ценить яркие краски. Отсюда следовал вывод: эстетическое чувство - это врожденная биологическая способность.
Эта концепция продержалась довольно долго. Ее отголоски можно обнаружить во второй половине XIX века и даже в первой половине XX. Так, в своей книге «Влияние Дарвина на философию» американский прагматист Джон Дьюи (1859-1952) согласился с тем, что некоторым видам птиц и млеко-
питающих (дрозду и лисе, например) действительно ведомы эстетические эмоции. А в книге писателя И. Ефремова «Лезвие бритвы» можно даже столкнуться с абсолютно курьезны-ми рассуждениями относительно того, что красивые брови у человека не должны быть слишком редкими, чтобы защищать глаза от стекающего по лбу пота. Но они, видите ли, не должны быть и слишком густыми - в противном случае там Могут завестись паразиты. Обо всем этом на страницах книги вещает некто Гирин - ее главный герой, энциклопедически образованный «эрудит». И вот этот «выдающийся знаток эстетики» всерьез полагает, что он совершил важное научное открытие: красота человека есть не что иное, как биологическая целесообразность.
Здесь смешиваются физиологические и биологические эмоции - с одной стороны, и эстетические - с другой.
Физиологические эмоции -это особая реакция организма, выработанная природой, могучая сила, способствующая сохранению жизни. Когда в организме заканчивается запас питательных веществ, он «сигнализирует» чувством голода. Человек, навстречу которому неожиданно выскочила огромная собака, может мгновенно перемахнуть через высокий забор. В обычных условиях это покажется ему совершенно невероятным — вот на что способно обыкновенное чувство страха. А боль? Вы случайно прикоснулись к раскаленному утюгу и, не успев ничего сообразить, рефлекторно отдернули руку.
Приходилось ли вам задумываться над тем, почему так опасен рак? Он опасен прежде всего потому, что подбирается незаметно. Организм не выработал соответствующей физиологической реакции, и болезнь, к сожалению, распознается несвоевременно, в критической фазе.
Биологические эмоции - это тоже своеобразная реакция живого организма, выработанная природой. Однако, в отличие от физиологической эмоции, которая направлена на сохранение жизни, биологическая эмоция - это могучая сила, способствующая продолжению рода. Поведение особей различного пола у птиц, о чем говорилось несколько раньше, и есть проявление биологического начала. Здесь огромную роль играет инстинкт, сложнейшая система безусловных рефлексов, пере-
92
Эстетика как философская дисцип лин»
Лекция_И_
93
дающихся по наследству. Все это, несомненно, - проявление врожденной биологической способности.
Что же касается эстетической эмоции, то она - качественно иное явление. Эстетические объекты оцениваются не биологической реакцией организма, подобно реакции на особь противоположного пола. Они оцениваются не физиологической реакцией, подобно реакции на холод и тепло, свет и темноту, голод или чувство насыщения. Орел видит дальше, чем человек. Но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Эстетическая эмоция несет достоверный человеческий опыт. Духовное освоение эстетического объекта всегда есть освоение специфической общественной ценности. А это означает, что эстетическое животным недоступно. Оно является результатом всей до сих пор протекшей всемирной истории.
Сложность, правда, состоит в том, что физиологические, биологические и эстетические эмоции у человека часто связаны и существуют неотрывно друг от друга. Объекты, обладающие эстетической ценностью, могут выполнять не только эстетические функции: они регулируют психологическое и физиологическое состояние организма. Так, например, музыка, наряду с художественно-образным, эстетическим воздействием, оказывает оптимизирующее физиологическое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Об этом хорошо знал еще великий древнегреческий мыслитель Пифагор. Музыка ритмизует процесс труда, а ритмичная работа намного эффективнее неритмичной, заметно снижает утомляемость и т.д.
Эстетическая эмоция может возникнуть и на основе биологической эмоции. Красивая женщина, красивый мужчина привлекательны и в рамках природного инстинкта, связанного с функцией продолжения рода. Это несомненно. Но эстетическая эмоция и не сводится к биологической. Иначе, как уже неоднократно подчеркивалось в многочисленных трудах по эстетике, учебниках и учебных пособиях, элементы эстетического сознания придется «искать» не только в биологических проявлениях, но и в таких широко известных фактах, как ♦ танец» змеи под музыку восточного заклинателя или уско-
ренный рост некоторых растений (последнее, как результат прямого воздействия акустических свойств музыки, есть твердо установленный научный феномен).
Из сказанного вытекает следующий вывод: эстетическое
сознание (что видно на таком примере как эстетическое" чув
ство) - это явление сугубо социальное. Оно возникает и фор
мируется только у общественн ого че ловека в ходе социально-
исторической практики. ——~
Коснемся теперь проблемы происхождения эстетического сознания на примере возникновения все того же эстетического чувства.
Человечество существует более одного миллиона лет (по некоторым сведениям, даже свыше трех миллионов). Непосредственные предки человека - австралопитековые обезьяны, из которых выделились наиболее развитые формы, начавшие изготовление орудий труда. Это был так называемый Ното ЬаЬШз - человек умелый. И все же это был еще «предчело-век». Более развитыми существами - древнейшими людьми - являлись питекантропы (яванский питекантроп, чадант-роп, гейдельбергский человек, одувайский питекантроп, существовавшие около 500 тысяч лет назад), антропологически близкие к ним синантропы (древность - около 400 тысяч лет), а также создатели археологической культуры раннего палеолита неандертальцы (время существования которых - от 200 до 35 тысяч лет назад). Неандертальцы были предками людей современного типа - кроманьонцев. Кроманьонский человек - это фактически человек нашего с вами физиологического и биологического типа.
Уже неандертальцам были свойственны зачаточные формы родовой организации и большинство исследователей полагает, что на рубеже трансформации неандертальца в кроманьонского человека, то есть на историческом отрезке, длившемся десятки тысяч лет, появились также и первые достоверные факты, свидетельствующие о возникновении зачаточных форм эстетического сознания.
В основе человеческой жизнедеятельности лежат материальные потребности и потребности познания, которые регулируются взаимно. Постепенно формировалась и потребность
94
Эстетика как философская дисциплина
Декция_Л_
выявить общественную ценность предметов и явлений окружающего мира. Древнему человеку было крайне важно научиться различать то, что ему оказывалось полезным и способствовало достижению успеха, и то, что таило в себе скрытую опасность и могло принести вред. При этом освоение утилитарного начала объектов действительности предшествовало освоению их эстетических свойств. Отшлифованная ручка каменного топора вначале была просто удобна, а потом стала радовать и вызывать положительное эстетическое отношение. Зуб огромного и опасного животного на груди первобытного охотника вначале воспринимался как символ его бесстрашия, ловкости и умения, а потом и как украшение.
История формирования эстетического чувства находит отражение в памятниках культуры. Широко известны, например, наскальные росписи пещеры Альтамира (Испания), относящиеся к эпохе верхнего палеолита (около 15 тысяч лет до н. э.). Изображения различных животных (бизонов, ланей, кабанов) на потолке низкой пещеры, высота которой в отдельных местах составляет немногим более одного метра, создавались первобытными художниками в неудобной позе (сидя или лежа) и требовали больших физических и душевных затрат. Что вынуждало их делать это? Некоторые исследователи выдвинули предположение о том, что наскальные изображения животных имели некий магический смысл. Создавая образ своей будущей добычи и пронзая ее (отчетливые следы от ударов копья сохранились до наших дней), первобытный человек верил, что это принесет ему удачу на охоте. И, пожалуй, самым удивительным здесь было то, что это действительно приносило ему большую удачу - не в религиозно-мистическом смысле, конечно, а совсем в ином. Представьте, что вам надо сделать изображение какого-либо животного. Легко ли это, если у вас нет хороших навыков рисования? Ведь чтобы добиться удовлетворительного результата, вам придется в течение длительного времени его внимательно рассматривать, изучать, наблюдать за его повадками. А что может быть полезнее для охотника, чем доскональное знание предмета его охоты? Наскальные изображения были тесно связаны с собиранием, закреплением и передачей сведений, представлявших
для первобытного человека огромное значение. При этом образная наполненность изображенных фигур, их экспрессивность и неповторимое своеобразие несли на себе печать ценностного отношения художника к миру. Результаты познавательной деятельности человека здесь органически слиты с эстетической оценкой.
Эстетическое чувство и потребности стимулируются взаимно. Потребность воспроизводится в деятельности, в деятельности же развивается и эстетическое чувство. Так осуществляется постепенное становление эстетического сознания от примитивных, первобытных его форм до самых высоких взлетов человеческого духа.
Эстетическая оценка. В прошлой лекции мы охарактеризовали эстетическую оценку как субъективное выражение ценности. Такое ее понимание естественно вытекает из диалектики их взаимоотношений. Если же рассматривать эстетическую оценку в структуре эстетического сознания, ее следует определить как специфическое суждение об эстетических качествах и свойствах предметов и явлений окрушц-ющего нас мира. При этом приходится учитывать, что эстетическое суждение предполагает логическое осмысление воспринятого в неразрывном единстве с интуитивным, непосредственным постижением. Эстетическая оценка включает в себя диалектику рационального и эмоционального, логического и внелогического.
Рассказывают, что А. Н. Туполеву, под руководством которого было создано свыше 100 типов военных и гражданских самолетов, как-то оказалось вполне достаточно бросить один взгляд на модель летательного аппарата, чтобы определить, что он не сможет подняться в воздух. На недоуменный вопрос его коллег «почему?» знаменитый авиаконструктор ответил, что самолет некрасив. Скрупулезная проверка ранее сделанных расчетов с помощью самой современной электронно-вычислительной техники показала, что А. Н. Туполев был прав. Колоссальный профессиональный и жизненный опыт, на основе которого приемлемые аэродинамические формы самолета органично сливались с представлениями об эстетическом совершенстве, выработал у него способность непосредствен-
96
Эстетик* как
Лек ция II
ного усмотрения истины без обоснования с помощью дока тельств. Это было живое эстетическое созерцание в единст со знанием опосредствованным, ранее приобретенным.
Оценка определяется эстетическими качествами объекта и целым рядом субъективных факторов. Последние можно подразделить на факторы интерсубъективные и моносубъективные, вытекающие из диалектики общественного и индивидуального сознания.
Специально подчеркнем, что эстетическое сознание, как и сознание вообще, может быть и общественным, и индивидуальным. Индивидуальное эстетическое сознание - это специфическая грань внутреннего мира каждого конкретного человека. Общественное же эстетическое сознание проявляется через сознание индивидуальное (общее выражается в отдельном и существует через отдельное), однако оно представляет собой не совокупность индивидуальных эстетических сознаний членов общества, а целостное духовное явление, которое живет своей собственной, относительно самостоятельной жизнью. Оно имеет конкретно-исторический характер, обладает определенной внутренней структурой (общечеловеческое, классовое, национальное эстетическое сознание) и различными уровнями, начиная от обыденного массового эстетического сознания и кончая высшими формами теоретического мышления. Эстетическая оценка также может включать в себя общечеловеческое, классовое, национальное и индивидуальное.
Общечеловеческое в эстетических оценках проявляется там, где обнаруживается общность в подходах к эстетическим явлениям действительности у представителей разных эпох, национальных культур и социальных слоев. Это бывает не часто и, как правило, по отношению к явлениям природы или культурным ценностям общечеловеческого масштаба.
Хрестоматийным примером проявления классового характера эстетических оценок могут служить отношения к женской красоте крестьянина и аристократа, точно подмеченные выдающимся представителем русской революционно-демократической эстетики, просветителем-энциклопедистом, писателем и литературным критиком Николаем Гавриловичем Чернышевским П 828-1889). «Прекрасное есть жизнь; пре-
красно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова она должна быть по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни». Отталкиваясь от этой теоретической позиции Н. Г. Чернышевский выстраивает систему оригинальных аргументов, которая стоит того, чтобы привести ее целиком.
«Хорошая жизнь, жизнь, как она должна быть», у простого народа состоит в том, чтобы сытно есть, жить в хорошей избе, спать вдоволь; но вместе с этим у поселянина в понятии «жизнь» всегда заключается понятие о работе; жить без работы нельзя, да и скучно было бы. Следствием жизни в довольстве при большой работе, не доходящей, однако, до изнурения сил, у сельской девушки будет чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щеку - первое условие красоты по простонародным понятиям. Работая много, поэтому будучи крепка сложением, сельская девушка при сытной пище будет довольно плотна - это также необходимое условие сельской красоты: светская «полувоздушная» красавица кажется поселянину решительно «невзрачною», даже производит на него неприятное впечатление, потому что он привык считать «худобу» следствием болезненности или «горькой доли» <...> У сельской красавицы не может быть маленьких ручек и ножек, потому что она много работает, - об этих принадлежностях красоты и не упоминается в наших песнях. Одним словом, в описании красавицы в народных песнях не найдется ни одного признака красоты, который не был бы выражением цветущего здоровья и равновесия сил в организме, всегдашнего следствия жизни в довольстве при постоянной и нешуточной, но не чрезмерной работе. Совершенно другое дело светская красавица: уже несколько поколений предки ее жили, не работая руками; при бездейственном образе жизни крови льется в оконечности мало; с каждым новым поколением мускулы рук и ног слабеют, кости делаются тоньше; необходимым следствием всего этого должны быть маленькие ручки и ножки - они признак жизни, которая одна и кажется жизнью для высших классов общества, -жизни без физической работы; если у светской женщины большие руки и ноги, это признаки или того, что она дурно сложена, или того, что она не из старинной хорошей фамилии» [1].