Характеристика основных видов педагогической деятельности

Действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания не удовлетворяла всех потребностей социально незащищенных слоев населения. Комплексный подход к развитию территориальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляется только на четверти территории Российской Федерации. Говорить о продуманной, хорошо развитой системе учреждений, более или менее полно учитывающей нужды населения, можно только в отношении крайне незначительной части территории Российской Федерации. Примерно четверть субъектов РФ имеют всего 3—5 учреждений социальной помощи семьям и детям, причем они в основном созданы в краевых (областных) центрах. Ускоренное развитие получили только социальные приюты, хотя в 1995 г. предпринимались попытки создания центров социальной помощи семье и детям (около 170), а в центрах социального обслуживания — отделений помощи семье и детям (их около 200). Слабо развиваются центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 1995 г. их было всего 200. Низкая зарплата социальных работников в регионах ведет к недоукомплектованности штатов этих учреждений.

Развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям препятствуют различные факторы:

· слабая правовая база системы социального обслуживания;

· ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

· отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

· персонала, обладающего профессиональной подготовкой в социальной сфере использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком и жилищные пособия. Пособий по бедности в явной форме не существует; вместо этого имеются многочисленные категории пособий и льгот, выражающихся как в денежной, так и в натуральной форме, однако они почти не предусматривают адресную помощь малоимущим. Кроме того, имеются неофициальные источники поддержки - от приусадебных участков, на которых выращиваются продукты питания, до помощи семьям со стороны друзей и родственников.

Официальная система социальной защиты поглощает около 12% ВВП и обеспечивает до 30% семейного дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий по болезни и по уходу за ребенком, а также пособий по безработице производится из внебюджетных фондов, а также налогов с заработной платы, в настоящее время составляющих 34% общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются универсальным пособием, которое финансируется за счет поступлений в местные бюджеты, наряду с федеральными трансфертами. Такие трансферты поступают в виде безусловных грантов общего назначения, охватывающих целый ряд государственных обязательств, среди которых пособия семьям являются приоритетной (но не обязательной) статьей. Жилищные пособия, а также пособия и льготы специального назначения финансируются полностью из местных источников.

Наиболее распространенный вид социального обслуживания - пенсионное обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода на пенсию. Однако в любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже минимального предусмотренного законом уровня. Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности, не зависящие от возраста и обусловленные только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченной возможностью человека осуществлять трудовую деятельность. Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого из отчислений предприятий и организаций в этот фонд, и частично за счет госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам. Кроме пенсий, из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств к существованию.

Государство оказывает значительную помощь безработным. По российскому законодательству пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за два последних месяца по последнему месту работы. Во всех иных случаях, в том числе гражданам, ищущим работу впервые, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда..

Финансирование совокупных расходов на цели социальной защиты осуществляется из нескольких источников: федеральный бюджет (в части прямых расходов); бюджет субъекта РФ (областной, краевой, республиканский); федеральные внебюджетные фонды (с января 2001 г. они финансируются за счет Единого социального налога); региональные и местные внебюджетные фонды.

Вопросы для самоконтроля

1.Раскройте условия работы в учреждениях социального обслуживания.

2.Охарактеризуйте основные видов педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания.

3.Пречислите проблемы в учреждениях социального обслуживания.

Литература

  1. Кравченко А. И. Социальная работа как профессия – М., 1993.
  2. Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина// Социологическое исследование 2000.№9.
  3. Теория социальной работы: учеб./под.ред. Е.И. Холостовой. –М., 1999.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: