Современная семья переживает сложный этап эволюции, характеризующийся снижением ее социального статуса, сокращением воспроизводства семьи, стабильным ростом числа разводов, уменьшением продолжительности семейной жизни (каждый третий брак распадается, не продлившись и пяти лет). В качестве наиболее актуальных проблем современной семьи можно назвать следующие.
1. Жилищная проблема. Если в предыдущие годы для молодых семей возможность приобрести кооперативную квартиру (конечно, с помощью родителей), получить государственную квартиру или комнату, снять жилплощадь до получения своего жилья была вполне реальной - в крупных городах за первые пять лет брака отдельно от родителей начинали жить 2/3 семей, - то с переходом к формированию рынка жилья приобрести его самостоятельно, с помощью родителей или предприятия может лишь незначительное меньшинство молодоженов. Строительство дешевого муниципального жилья, за счет чего во многих странах мира разрешается эта действительно сложная проблема; ведется вяло. Долговременные жилищные кредиты в условиях скачущей инфляции нереальны. Эта проблема относится к числу инерционных, учитывая как общее отставание нашей страны по средним показателям жилплощади, так и неуклонное обветшание жилого фонда при плохой эксплуатации.
|
|
2. Финансово-экономическая проблема. Финансово-экономические трудности, переживаемые всем населением, особенно сказываются на малоимущих, многодетных семьях, на семьях с детьми. Изнашивание одежды и обуви, выход из строя сложной бытовой техники, которая так привычно вошла в нашу жизнь, необратимо снижает стандарты потребления почти всех семей. Если 2/3 семейного бюджета тратится на питание, то приобретение предметов длительного пользования становится невозможным.
3. Проблема занятости и безработицы, с одной стороны, и проблема женской занятости и двойной загруженности, с другой. Двойная загруженность женщин, т.е. их участие в общественном труде и преимущественное исполнение ими обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи - это проблема, которую осознали и начали изучать достаточно давно.
Если проанализировать стремление женщин работать, то в нем можно найти следующие составляющие. Во-первых, экономическая вынужденность, когда заработка мужа не хватает, а тем более, если женщина - единственный кормилец семьи.
Второй фактор, заставляющий женщин держаться за работу - социально-экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне своем или своего общества.
4. Проблема планирования семьи. В течение тысячелетий биологическая продуктивность, вошедшая в традицию, закрепленная религиозными догмами и установками, определяла количество детей в семье. Сегодня социально-экономические условия кардинально изменились, и установка на многодетность уходит в прошлое. Многодетные семьи встречаются чаще в сельской местности, они связаны с какими-то национальными или религиозными особенностями. В городах многодетные семьи чаще характерны для родителей с невысоким уровнем образования и неквалифицированными специальностями. Бывают, конечно, исключения, но тенденцию к малодетности или даже бездетности можно считать устойчивой. Обострившиеся трудности последних лет нашей жизни превратили эту общемировую тенденцию, характерную для развитых стран, в стремительное снижение рождаемости.
|
|
Из глобальной проблемы (планирование семьи) вытекает ряд других. Среди них: проблема нежеланных детей; рождении детей у несовершеннолетних матерей.
5. Еще одна малоисследованная проблема - внутрисемейная жестокость. Большинство убийств в нашей стране (не считая жертв военных и межнациональных конфликтов) происходит на бытовой почве. Увеличивается количество поступивших в больницы детей, ставших жертвами жестокого обращения со стороны родителей. Детские травматологи отмечают также возросшую жестокость, иногда изуверство со стороны избивавших. Возрастает число детей, которые бегут из дома, не в силах вынести жестокого обращения родителей. Растет число социальных сирот - т.е. детей, попавших на попечение государства при живых родителях или хотя бы одном из них.
Перечень проблем современной семьи можно было бы продолжить. В практике социально-педагогической работы с семьей важно выделить как общие социальные проблемы, характерные для большинства семей данного общества, так и частные проблемы конкретной семьи. Следует, однако, помнить, что не социальный педагог разрешает семейные проблемы клиентов, а семья, с помощью социального педагога, осознает свои проблемы и находит в себе силы разрешать их.
Контрольные вопросы
1. Какие этапы в своем историческом развитии проходит семья?
2. Раскройте наиболее актуальные проблемы современной семьи.
Литература
1. Аникина Т., Ахапкина И., Бозина А. Воспитательное пространство: социокультурная среда и традиции семьи // Народное образование – 2005 - № 7 – с. 48-52
2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000 – 510 с.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1999.
4. Новикова Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство//Педагогика – 2003 - № 6 – с. 67-73
5. Зикратов В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики // Социальная педагогика – 2006 - № 1 – с. 41-50