Принципы менеджмента – основные правила деят-сти орг-ции для достижения поставленной цели.
Требования к принципам менеджмента: объективность, обязательность следования, системность, признанность.
Начало формированию системы принципов управления положили труды Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эммерсона, Г. Форда.
Так, Ф. Тейлор разработал принципы организации труда рабочих, Г. Эмерсон — 12 принципов производительности, Г. Форд — принципы организации конвейерной сборки, Существенный вклад в разработку принципов менеджмента внесли также М. Вебер, Л. Урвик, П. Друкер и др.
Исследования Файоля позволили ему сформулировать 14 универсальных принципов управления, которые применимы к любой административной деятельности:
— разделение труда, целью которого является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях;
— полномочия и ответственность. Где даются полномочия — там возникает ответственность;
— дисциплина, которая предполагает справедливо применяемые санкции;
|
|
— единоначалие;
— единство направления. Каждая группа должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
— подчиненность личных интересов общим;
— вознаграждение персонала;
— централизация. Соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий;
— скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена;
— порядок;
— справедливость как сочетание доброты и правосудия;
— стабильность рабочего места для персонала;
— инициатива, которая придает организации силу и энергию;
— корпоративный дух, являющийся результатом гармонии персонала.