Эстетика Ф.В.Й.Шеллинга.
Основа занятия. – Ф.В.Й.Шеллинг, «Философия искусства» (Введение), «Система трансцендентального идеализма» (Шестой раздел, §§1,2)
Содержание занятия. – Место эстетики Шеллинга в истории эстетики. Метод конструирования и его значение для эстетики. Идеальное и реальное, сознательно и бессознательное в понятии искусства; искусство и гений. Красота и тождество общего и особенного; искусство как отражение абсолютно тождественного. Идеальный и реальный ряды в искусстве.
Занятие №8
Эстетика Г.В.Ф.Гегеля.
Основа занятия. – Г.В.Ф.Гегель, «Лекции по эстетике» (Введение), «Энциклопедия философских наук» (§556-573)
Содержание занятия. – Эстетика как философия искусства. Прекрасное в природе и прекрасное в искусстве: вариант Гегеля. Эстетика в системе философии духа Гегеля. Идеал как идея прекрасного в искусстве. Развитие идеала в истории и теория художественных форм.
Занятие №9
Психологическая эстетика
Основа занятия. – Л.С.Выготский, «Психология искусства» (главы 1, 7)
|
|
Содержание занятия. – Проблемное поле психологического подхода к искусству. Л.С.выготский: психология искусства как преодоление крайностей «эстетики сверху» и «эстетики снизу». Психология искусства как психология самого произведения искусства. Форма и содержание как элементы произведения искусства. Закон эстетической реакции, закон уничтожения формой содержания. «Легкое дыхание»: понятие сюжета и фабулы, композиции и диспозиции литературного произведения, представление о дисгармонии между фабулой и сюжетом. Эстетическая реакция и катарсис.
Занятие №10
Социологическая эстетика
Основа занятия. – Т.Адорно, «Эстетическая теория» (главы «Искусство, общество, эстетика» и «Субъект – объект» и «К теории художественного произведения»).
Содержание занятия. – Искусство и вопрос об утрате его самоочевидности. Связь понятия искусства с его происхождением. Форма искусства как выпавшее в осадок его содержание. Искусство как социальный антитезис обществу, невыводимый из него непосредственно. Критика кантовской эстетики. Инверсия субъективного и объективного в эстетике. Категории анализа искусства: интенсивность, глубина, единство и множественность. Искусство и история.