Проектирование акустики
Зрительных залов различного назначения
Учебно-методические указания к выполнению
курсовой расчётно-графической работы по дисциплине
«Физика среды и ограждающих конструкций»
Москва 2012 г.
УДК 621.426.43.631
ББК 38.113
Л 68
Лобатовкина Е.Г. Проектирование акустики зрительных залов различного назначения / Учебно-методические указания к выполнению курсовой расчётно-графической работы по дисциплине «Физика среды и ограждающих конструкций». МГСУ., М.:2012, 79 с.
Методические указания составлены на основе действующего документа – СНиП 23-03-2003 “Защита от шума”.
Указания предназначены для выполнения курсовых расчетно-графических работ по разделу “Архитектурная акустика” дисциплины “Физика среды и ограждающих конструкций”. Они могут быть использованы также для выполнения соответствующего раздела дипломного проекта бакалавра, специалиста или магистра.
Под общей редакцией зав. кафедрой, д.т.н., проф. Соловьева А.К.
|
|
© МГСУ, 2012
© Лобатовкина Е.Г., 2012
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ | ||
I. | Теоретические основы проектирования зрительных залов | |
1. | Требования к размерам и форме зала | |
2. | Применение геометрических (лучевых) отражений и их построение | |
3. | Определение рекомендуемого времени реверберации | |
4. | Расчет времени реверберации проектируемого зала | |
5. | Проверка разборчивости речи в зале | |
II. | Примеры зрительных залов | |
III. | Разбор некоторых существующих залов, удачные и неудачные решения, причина неудач. | |
Пример №1 Пример акустического проекта зала драматического театра на 750 зрительских мест | ||
Пример №2 Пример акустического проекта зала многоцелевого назначения на 600 зрительских мест | ||
Пример №3 Пример акустического проектирования концертного зала | ||
IV. | Перечень вопросов к зачету по архитектурной акустике | |
Список литературы |
ВВЕДЕНИЕ
Архитектурная акустика - одна из старейших научных дисциплин, данные которой непосредственно влияли и влияют на формирование архитектурной формы. Достаточно вспомнить античные амфитеатры на открытом воздухе, где обеспечивались прекрасная видимость и слышимость того, что происходило на сцене. Законы распространения прямого и отраженного звука в пространстве, экстерьерном и интерьерном, сегодня достаточно хорошо известны, однако в мире не так много построенных зодчими залов с совершенной акустикой для разных жанров звуковых представлений. В массовой, рутинной практике строительства немало помещений с дискомфортными акустическими условиями - достаточно вспомнить залы ожидания в вокзалах, перронные залы метро, гулкие учебные аудитории большого объема, музыкальные залы с плохой слышимостью и т.п., где невозможно понять транслируемые объявления или целиком различить произносимые фразы и нюансы музыки.
|
|
Архитектурная акустика - не техническая дисциплина. Искусство акустического проектирования связано с грамотным выбором объема, формы и пропорций помещения, с количеством, качеством и пространственным расположением отдельных (звукоотражающих и звукопоглощающих) материалов, т.е. непосредственно с архитектурным проектированием, с созданием комфортной звуковой среды, благоприятного акустического микроклимата. Тонкости акустических расчетов архитектор обычно поручает инженеру-акустику, но он должен уметь грамотно поставить ему задачу и согласовать в процессе архитектурного проектирования вышеперечисленные параметры объемно-пространственного и конструктивно-отделочного решения зала с результатами предварительно оцененных им акустических расчетов и требованиями эстетики принятого архитектурного решения. Это - процесс вариативного выбора оптимального решения обоих специалистов, нередко - путем взаимных компромиссов.