Требования к размерам и форме зала

В закрытом помещении после прекращения действия источника звука слушатель воспринимает прозвучавший музыкальный или речевой сигнал в течение некоторого временного интервала. Это объясняется тем, что уровень звукового давления (у.з.д.), созданный в расчетной точке, является интегральной характеристикой энергии прямого звука и энергии отраженных от поверхностей помещения звуковых волн. Процесс спада звуковой энергии называется реверберационным процессом, а само явление - реверберацией.

Для количественной оценки реверберации используется понятие - время реверберации, которое не должно зависеть ни oт индивидуального порога слышимости, ни от начального уровня сигнала и которое он определил как время, за которое первоначальная энергия сигнала уменьшится в миллион раз (или снижается на 60 дБ).

Надлежащее время реверберации, характеризующее общую гулкость помещения, является одним из важных условий хорошей акустики зала. При этом следует помнить, что для достижения четко определенного времени реверберации требуется достаточная диффузность звука в зале.

Время реверберации является первой и одной из основных характеристик помещений, зависящей от объема помещения и общего звукопоглощения.

Объем зала определяется пропорциями зала. Отношение длины зала l к средней ширине в оптимально: 1,3 1,6;

В таких пределах и отношение ширины зала в к средней высоте h:

1,3 1,6

Залы в плане обычно имеют форму трапеции с углом раскрытия боковых стен 50-120.

Прямоугольная форма с горизонтальным потолком допустима только для лекционных залов с вместимостью не более 200 человек.

Время запаздывания первых отражений от потолка (по продольному разрезу) и стен (по плану) проверяется по формуле (1):

tз = ,(с) (1)

где lотр = (lпад + lот) длина пути отраженного звука,

lпад –длина луча падающего на отражающую поверхность от источника звука;

lот –длина луча отражающегося от поверхности звука до расчетной точки;

lпр .- длина пути прямого звука.

Точки выбираются в начале, в средине и в конце зала, при наличии балкона одна точка берется дополнительно на балконе.

Допустимое время запаздывания для речи 20-25 мс (миллисекунд), для музыки – 30-35 мс, для многофункциональных залов – 25-30 мс.

При построении продольного разреза зала следует учитывать, что подъем пола должен составлять 12-14 см на ряд в партере (шаг рядов минимум 90 см), на балконе подъем 25-30 см на ряд.

Радиус действия прямого звука составляет 8-9 м для речи и 10-12м для музыки. В этой зоне усиление прямого звука с помощью отражений не требуется. В связи с этим в зону радиуса прямого звука не должно попадать ни одного первого отражения. На остальных местах интенсивные первые отражения должны перекрывать всю зону зрительных мест.

В залах с относительно большой высотой и шириной всегда есть опасность приходапервых отражений от потолка и стен с большим запаздыванием в первые ряды зрительных мест, что создает неразборчивость звуков. Для исправления этого явления на потолке и стенах в припортальной зоне следует выполнять специальные звукоотражающие конструкции, задача которых направлять отраженный звук в глубину зала (рис.1).

При примыкании задней стены зала к потолку под углом 900 может возникнуть так называемое театральное эхо – отражение звука от потолка и стены в направлении к источнику звука, приходящее с большим запаздыванием. Для устранения этого следует предусматривать наклонную часть потолка у задней стены или наклонную заднюю стену зала (рис.2).

Рисунок 1 - Первые отражения от потолка, стен и отражателей

Рисунок 2 - Конструкция потолка или задней стены зала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: