Оценивать качество управления можно или непосредственно, по определенным из опыта или рассчитанным кривым процесса управления, или косвенно, по каким-либо другим динамическим параметрам или характеристикам системы. Оценки качества, полученные непосредственно для переходной функции процесса регулирования, называются прямыми оценками качества; оценки, полученные другим путем, называются косвенными оценками.
1. Прямые оценки качества управления обычно довольно трудно находить, решая дифференциальные уравнения системы, и непосредственно связывая их с ее параметрами. На рис. 3 показаны наиболее часто применяемые прямые оценки качества.
1) - длительность переходного процесса. В некоторых нелинейных и импульсных системах регулируемая величина может переходить от одного значения к другому за конечное время. Но в линейных системах длительность переходного процесса теоретически равно бесконечности.
2) - ошибка в установившемся режиме. Данную величину стремятся делать возможно меньшей, т.к. она обычно плохо влияет на показатели качества, но чрезмерное уменьшение сильно повышает стоимость системы.
|
|
3) - перерегулирование
4) количество колебаний в течение переходного процесса.
Косвенные оценки качества управления. Классический путь получения заданного качества управления состоит в следующем: решается составленное дифференциальное уравнение, описывающее систему. Из уравнения получают график переходного процесса и корректируют его. Но полное решение дифференциального уравнения дает избыток ненужных сведений и требует большой вычислительной работы. Поэтому здесь целесообразен иной подход в виде косвенных методов исследования переходного процесса, так называемых косвенных критериев.
К косвенным критериям предъявляют следующие требования:
- наглядная связь со структурой и параметрами схемы,
- простая связь с показателями качества.
Практически используют следующий способ:
В настоящее время основные методы косвенных оценок качества управления делятся на три группы: частотные критерии, интегральные критерии (общая оценка качества переходного процесса) и корневые критерии качества.