1. Категория возвышенного. Возвышенное в природе, религии и искусстве. Соотношение возвышенного и прекрасного.
2. Категория трагического. Изменение природы трагического в разные периоды общественного развития.
3. Категория комического. Многообразие форм выражения комического в искусстве (юмор, ирония, сатира, сарказм).
4. Соотношение комического и трагического. Комическое, трагическое и эстетический идеал.
ЛИТЕРАТУРА:
Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М.: Искусство, 1970.
Жижек С. Возвышенный объект идеологии (с. 192-215). М., 1999.
Кант И. Критика способности суждения (с. 95-115) // Сочинения в 8 т.т. Т. 5 – М., 1994.
Карасев Л. В. Мифология смеха. // Вопросы философии № 7, 1992.
Карасев Л. В. Философия смеха. М., 1996.
Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард // Ракурс, № 1, 2002; № 2, 2002.
Любимова Т. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985.
Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех. – СПб.; 1999.
Вопрос для обсуждения:
Проинтерпретируйте высказывания И. Канта о категории возвышенного:
|
|
«Возвышенно то, одна возможность мыслить которое, доказывает способность души, превосходящую любой масштаб чувств».
«Возвышенное можно описать таким образом: оно – предмет, представление о котором побуждает душу мыслить недосягаемость природы как изображения вещей».
«Чувство возвышенного есть чувство неудовольствия от несоответствия воображения в эстетическом определении величины определению посредством разума и вместе с тем чувство удовольствия от соответствия именно этого суждения о несоразмерности величайшей чувственной способности идеям разума, ибо стремление к ним все же служит нам законом».
СЕМИНАР 5.